Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

29 культура Д О С Т О Я Н И Е по всей стране, – подчеркнул директор Областного центра культуры, народно- го творчества и кино Александр Ми- хайлович Чуносов. – В Липецке в лабо- раторной работе участвовали сорок че- ловек. Подобные семинары пройдут в Ставрополе и в Чите. Нам важно не только сохранять, но и развивать на- родную культуру. Носители традиции уходят, наша задача находить им пре- емников. Отрадно, что при фольклор- ных ансамблях всё чаще создаются дет- ские коллективы-спутники, и живут они в той же среде, что и их взрослые учителя. № 44 (426), 24 – 30 октября 2016 г. Воинам Христовым ничего не страшно В работе лаборатории участвовали различные эксперты по казачьей культуре, этнографы, фольклори- сты. Среди них – Виктория Валерьевна Путиловская, художественный руково- дитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», главный хормей- стер Волгоградского музыкально-дра- матического казачьего театра, совет- ник атамана Волгоградского казачьего округа, кандидат педагогических наук. – Виктория Валерьевна, что такое каза- чья культура сегодня? – Это жизнь! Это правда, это голос на- ших предков. Казачья песня – молитва. В этой культуре многое скрыто, как и в жизни казаков, которые внешне бравые парни, удалые, лихие, рождавшиеся для того, чтобы умереть за веру и Родину. Но ведь глупо думать, что никто не бо- ялся, поэтому все свои эмоции казаки привыкли прятать глубоко. Вот и в пес- нях они скрывали своеобразные коды, которые понятны только тем, кто чист сердцем. Мало принять казачью культу- ру, важно, чтобы она тебя приняла. Что мы видим сегодня? Появляются совер- шенно инородные нашей среде петруш- ки в лампасах с шашками наголо. Про- исходит подмена ценностей. Казачья культура – это сила духа, красота. Иведь никто в пост плясать не будет. А сегодня об этих традициях, о Пасхалиях мало что знают, особенно те, кто создаёт раз- ные фестивали. Сколько раз я станови- лась свидетельницей мероприятий, проводимых в среду и пятницу. При этом я ничего не имею против конкур- сов, выпадающих на эти дни, – их мож- но считать послушанием, работой, а не увеселительным мероприятием. Да и жанры произведений в это время можно подобрать соответствующие, а не разу- хабистые пляски. Мы забываем о бога- тейшей духовной культуре казаков, о былинах, о балладах, о протяжных пес- нях. Но ведь это невесело, и на площади невыгодно смотрится. – То есть неформат… – Вот если мы остановимся на выборе: формат мы или хранители культуры, тогда важно понять, куда мы идём. И когда у нас что-то не складывается, мы спрашиваем: почему? Просто культура предков не приемлет фарисейства, лжи. – Нам сегодня говорят, что Церковь в Рос- сии отделена от государства. Это так. Но ведь вера у нас от традиции не отделена! – Конечно, даже есть праздники, в кото- рых несколько традиций соединены в одно, как на Масленицу, например. И всё это живо. Но здесь нужно уметь от- делять зёрна от плевел. Если у казаков много произведений с ненормативной лексикой, выносить их на большую сце- ну категорически нельзя. Концерт, вы- ступление творческого коллектива в первую очередь – воспитательный про- цесс. И если артисты этого не понимают, происходит подмена ценностей. А пу- блика, конечно, может требовать ещё и ещё спеть что-то «с перчинкой», ведь табу нарушено. В нашем ансамбле мы жёстко стоим на традиционных позици- ях и не исполняем то, чего не следует. В казачьей традиции многое было табуи- ровано. Например, бытовали песни оп- ределённого казачьего быта, которые исполнялись только в тесной мужской компании, для поднятия боевого духа, когда нет рядом баб, детей, вдали от дома. А вот в семье, где бегает малышня, песни «с картинками» не игрались. Не надо забывать, что воспитание казака – это в первую очередь созидание духа! И ведь только капли казачьей крови до- статочно, чтобы стать казаком. На Дон приходили разные национальности, кого-то казаки принимали, кого-то из- гоняли. А кто оставался – становился полнокровным казаком. – На ваш взгляд, насколько полезны та- кие лаборатории? – Всем нам важно найти дорогу. Детей вводить в казачий мир нужно осторож- но, не как на экзотическую экскурсию, а погружая в традицию с головой. Наш труд бескорыстен во многом. И как ка- заки, мы в большей степени служим сво- ему призванию и народу, творим во имя православной веры и Отечества, на бла- го реки, рядом с которой живём и где стоит наше казачье войско. Путь каза- чьего творчества нелёгок. Не все даже понимают, что это такое на самом деле. Но, слава Богу, Господь создал Интер- нет, где можно найти то, что ищешь. Культура нашего народа интересная, полноценная, и, несмотря на девяносто лет геноцида казачества, ничего-то нам не сделалось. Потому что воинам Хри- стовым ничего не страшно! . Евгения ИОНОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz