Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

28 культура Д О С Т О Я Н И Е № 44 (426), 24 – 30 октября 2016 г. Т очного определения, кто та- кие казаки, нет до сих пор. Как не известна и этимология сло- ва «казак» и откуда есть пош- ли эти вольные люди. В раз- личных энциклопедиях можно прочи- тать, что «казачество — этническая, со- циальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех каза- ков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и другие народ- ности как отдельные субэтносы своих народов в единое целое». История и лаборатория казачества До 1917 года российское законодатель- ство рассматривало казачество как осо- бое воинское сословие, имевшее приви- легии за несение обязательной службы. Общественная организация, быт, куль- тура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от тех, что были распро- странены среди россиян. Считается, что казачество зародилось в XIV веке на степных незаселённых просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после рас- пада Золотой Орды, проходило в посто- янной борьбе с многочисленными вра- гами вдали от развитых культурных центров. Некоторые исследователи пы- тались обнаружить предков казаков у скифов, половцев, хазар, аланов, кир- гизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, торков… Другие историки доказывали русскость казачества. Эми- грантская среда выдвинула свою вер- сию, согласно которой предками каза- ков являются русские из Золотой Орды. Нам же ещё в школе рассказывали, что казаки – это беглые крепостные или скрывающиеся от крепости крестьяне со всей Руси. Нет единодушия среди учёных и в во- просе о происхождении слова «казак», и всё же большинство специалистов схо- дятся в том, что пришло оно с Востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово впервые упоминается в лето- писях 1444 года и означает бездомных и вольных воинов, поступавших на служ- бу с выполнением военных обяза- тельств. На протяжении веков казачество явля- лось универсальным родом вооружен- ных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Без казаков не обхо- дилась ни одна война, которую вела Россия, начиная с XVII столетия. Каза- чьи сабли помогали продвигаться впе- рёд покорителям Сибири и Дальнего Востока. Накануне Первой мировой войны в Рос- сии насчитывалось 11 казачьих войск. После революции декретом 17 ноября 1917 формально казачество как сосло- вие упразднили, хотя проекты его лик- видации создавались ещё в конце поза- прошлого века. Потом была Гражданская война, и боль- шинство казачества поддержало Белое движение. До 1936 года казаки оставались «непро- летарским элементом», поражёнными в правах, которым запрещалось даже слу- жить в Красной Армии. А потом появи- лись отдельные казачьи формирования, героически проявившие себя на полях Великой Отечественной. Возрождением казачества, в первую очередь как историко-культурного дви- жения, можно считать 1988 год, когда началось интенсивное создание каза- чьих организаций и союзов как на ме- стах их бывшего компактного прожива- ния, так и в крупных городах. 16 июля 1992 года Верховный Совет РФ реаби- литировал казачество. На сегодняшний день точных данных о численности казаков в России нет. По различным подсчётам, в 73 субъектах Российской Федерации проживает при- мерно пять миллионов казаков. Число казаков в Казахстане и на Украине, а также в дальнем зарубежье неизвестно. То есть история у казачества интерес- нейшая, самобытная, как и культура, ради сохранения и развития которой в Липецк приехали представители 17 ре- гионов страны. – Наша творческая лаборатория прово- дится в рамках Все- российского кон- кур с а «Ка з ачий круг», под эгидой Министерства куль- туры Российской Федерации, управле- ния культуры и туризма Липецкой обла- сти, Государственного Российского Дома народного творчества и при под- держке постоянной профильной комис- сии по содействию развития казачьей культуры Совета при Президенте РФ по делам казачества, – рассказал началь- ник отдела народного творчества и ор- ганизационно-кадровой работы регио- нального управления культуры и туриз- ма Фёдор Николаевич Катрич, как ока- залось, тоже из казаков, только кустанайских. – Главная задача лаборатории – развитие сети ка- зачьих фольклор- ных коллективов Фото Николая ЧЕРКАСОВА Только шашка казаку? Пять дней в Липецке работала творческая лаборатория для руководителей казачьих фольклорных коллективов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz