Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
32 гид И С Т О Р И Я Морозовой в дереве, участвовала в не- скольких московских выставках, в том числе в выставке «Советская Россия» в Манеже в 1962 году. А представленная там скульптура Валерии Морозовой «Хлеб» стала её вступительным экза- меном в Союз художников СССР. Фи- гура женщины с хлебом была отмечена искусствоведами, а некоторые посети- тели выставки даже читали перед ней стихи, посвящённые русской женщине. К тому времени Валерия ИвановнаМо- розова уже была замужем и стала мате- рью. Муж Валерии Ивановны работал модельщиком производственно-худо- жественного комбината, увеличивал авторские скульптуры до размера нуж- ного монумента. Под руководством Ев- гения Викторовича Вутетича участво- вал в создании многих мемориальных комплексов в городах СССР, впослед- ствии работал архитектором в Москве. В середине 1960-х социалистический реализм доживал свои последние дни, академизм постепенно уступал место эмоции и романтике, в скульптуре ста- ли появляться новые формы, менялась манера исполнения. Спасением для Морозовой стала творческая группа, образованная при Союзе художников Москвы. Валерия Ивановна всегда с теплотой вспоминала то время как счастливую пору фантазии и экспери- ментов с материалами и цветом. Ей уда- лось осуществить многие свои задум- ки: яркие декоративные тарелки, вазы, кувшины, скульптурная голова мекси- канки, голова сирийской женщины (по эскизамифестиваля 1957 года), скульп- туры «Утренняя гимнастика» и «Расти сильным», выполненные к Всесоюзной выставке «Физкульту- ра и спорт». Любимые темы – труд, материнство, детство, сказки – скульптор те- перь реализовывала и в керамике. В мастер- скую приобрели му- фель для обжига. В пе- рерывах между заказ- ными работами Вале- рии Ивановне удаётся творить, что называет- ся, для души. Так роди- лись «Портрет строи- тельницы», «Расклей- щица афиш», «Порт- рет Жана Габена», «Портрет рабочего ти- пографии», «Портрет рабочей АЗЛК», статуэтка «Мирей Ма- тье», керамические пласты «Снегуроч- ка», «Древний Псков», «Камчатка», скульптуры малых форм «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Ящерка», «Фазан»… Впрочем, и основная работа давала простор для творчества. В созданных Морозовой детских площадках игро- вые элементы сочетались с декоратив- ной скульптурой авторской покраски. Сказочные темы позволяли развер- нуться авторской фантазии и юмору. Её «Мойдодыр», «Золушка», «Карлсон», «Змей Горыныч», «Павлин», «Кот в са- погах», «Айболит», «Чудо-дерево», «Лиса и петух» стали частью счастли- вого детства многих ребятишек в Мо- скве, в городах Урала и Кубани. Боль- шинство малоформатных работ из сво- ей мастерской Валерия Ивановна Мо- розова подарила родному городу в 2000 году, и они бережно хранятся в Лебедянском краеведческом музее. Валерии Ивановны не стало в апреле 2015 года. Разбирая архив матери, её дочь Ирина Коростылёва обнаружила много эскизов – нереализованных идей, так никогда и не ставших скуль- птурами. По её словам, несмотря на бо- гатое творческое наследие, Валерия Ивановна «больше всего времени уде- ляла своей семье, которая всегда оста- валась для неё на первом месте. Соеди- нять в себе профессиональное и чело- веческое удаётся не всем, и для каждого художника это всегда очень сложный выбор. Мама успевала всё, всегда была на высоте, исполняя свой долг, долг ху- дожника и долг матери». В канун 90-летия со дня рождения Ва- лерии Ивановны Морозовой в Лебе- дянском краеведческом музее имени П.Н. Черменского открылась выставка её работ. В экспозиции – рисунки и скульптуры, переданные в дар городу в разные годы самим мастером и её доче- рью. Выполненные из разных материа- лов (гипс, шамот, керамическая глина с солями и глазурями, дерево), все они посвящены темам труда, материнства и детства. По воспоминаниям, некото- рых своих будущих героев Валерия Ивановна встречала на улице, и в её скульптурах они становились олице- творением красоты простого человека- труженика. Многие из этих произведе- ний получили вполне заслуженную вы- сокую оценку на всероссийских вы- ставках. Портреты крестьянки и молодой малярши, фигура расклейщи- цы афиш соседствуют в экспозиции со скульптурой французской певицы Ми- рей Матье и сказочными персонажами. Центральное место в экспозиции зани- мает женщина, отрезающая хлеб (скульптура «Хлеб»), с которой Вале- рия Морозова заявила о себе на вы- ставке «Советская Россия» и была при- нята в члены Союза художников СССР. Отдавая долг памяти мастеру, мы вспо- минаем сегодня всех, кто своим трудом и творчеством прославлял нашу малую родину. . Валерий АКИМОВ, Лебедянский фонд культуры; Наталья ГРУЗМАН, Лебедянский краеведческий музей Авторы благодарят дочь скульптора И.В. Коростылёву и краеведа Е.Н. Пичужкова за помощь в подготовке статьи «Материнство» Валерия Ивановна вспоминала 60-е годы как счастливую пору фантазии и экспериментов с материалами и цветом № 43 (425), 17 – 23 октября 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz