Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
31 гид И С Т О Р И Я Композиция «Расти сильным» была выполнена к Всесоюзной выставке «Физкультура и спорт» Скульптура Валерии Морозовой «Хлеб» стала её вступительным экзаменом в Союз художников СССР сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь», участвовавшие в боевых действиях гражданской войны. Веро- ятно, стать дипломированным авиато- ром Морозову так и не далось. Едва сформированная Липецкая школа со- ветских лётчиков вскоре закрылась. Вернувшись в Лебедянь, Иван Андриа- нович некоторое время служил в Лебе- дянской ВЧК, но выдержал там не дол- го и по личной просьбе был переведён на другую работу – возглавил ФЗУ ме- таллургического завода «Свободный сокол» в Липецке. Пока отец перевоспитывал беспризор- ников, обучая их рабочим специально- стям, семья оставалась в Лебедяни. Юная Валерия со старшей сестрой Же- ней учились в школе, много читали, ак- тивно участвовали в школьной жизни. Война сломала всё. В 1941 году семья партработника Морозова была эвакуи- рована в Узбекистан. Сёстры работали на сборе хлопка-сырца, таскали огром- ные тяжёлые мешки. Однако яркие дет- ские впечатления от новой обстановки уводили трудности быта на второй план. В свободное время Валерия дела- ла на клочках бумаги карандашные за- рисовки, довольно точно передавала движения людей, животных и местный колорит. В 1942 году, вернувшись в Ле- бедянь, Валерия рисовать не бросила. В школе она с удовольствием оформляла стенгазету, участвовала в выставках педкабинета при районо. После войны Ивана Андриановича пе- ревели на должность директора ФЗУ при Первой ситценабивной фабрике в Москве. Семья поселилась в неболь- шой служебной квартирке. Старшая се- стра поступила во 2-й медицинский ин- ститут. Казалось, судьба младшей доче- ри также была предрешена. Окончив школу и приехав из Лебедяни, Валерия по воле отца поступила в фармацевти- ческий институт. И вскоре поняла, что душа к химии у неё не лежит. Дочь спас- ла мама. Втайне от мужа она отнесла рисунки Леры в Московский институт прикладного и декоративного искус- ства. В 1946 году Валерию Морозову зачислили в подготовительную группу этого вуза. Отец, узнав о «секретной операции», не разговаривал с «Вавой» больше года, посчитав её увлечение несерьёзным. Но оно стало делом всей жизни Вале- рии Ивановны Морозовой. На первом курсе её наставником стал народный художник СССР, вице-президент Ака- демии художеств СССР и лауреат трёх Сталинских премий Матвей Генрихо- вич Манизер. Автор целого ряда скульптурных монументов, установ- ленных в крупных городах Советского Союза. Манизер ещё до войны просла- вился своими работами в Московском метрополитене (всем известна станция «Площадь революции» с вписанными в арочные проёмы бронзовыми статуя- ми представителей разных профессий). Способная ученица старалась не под- водить своего учителя. На защиту дип- лома в 1952 году Морозова представи- ла работу «Надгробие пианиста Игум- нова». И хотя Валерия Ивановна ни- когда не была на концертах Константина Николаевича, ей удалось угадать манеры и пластику своего из- вестного земляка. На последних курсах Манизер обычно поручал некоторым своим студентам оплачиваемую работу. Валерия Ива- новна со своей одногруппницей под ру- ководством архитектора Душкина де- лала декоративные вставки на фасаде жилого дома на проспекте Мира, оформляла постамент надгробия Ака- демика металлургии Александра Алек- сандровича Байкова (автором самой скульптуры был Манизер). В 1952 году начались работы по обновлению тер- ритории и павильонов ВДНХ. Двум своим ученикам – Морозовой и Альт- шуллеру – Манизер поручил оформле- ние центрального павильона. Морозо- ва выполнила множество рельефов, а в парной композиции на тему Сталин- ской конституции, где студент передаёт эстафету знаний (право на образова- ние) десятикласснице, Валерия Ива- новна как раз и лепила эту счастливую школьницу. В 1957 году Валерия Ивановна вошла в группу молодых художников для рабо- ты на фестивале молодёжи и студентов. «Голова негритянки», выполненная № 43 (425), 17 – 23 октября 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz