Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

26 культура П Е Р С О Н А приглашённого дирижёра поработать и с симфоническим и духовым орке- стром. – Программа нынешнего концерта со- ставлена из ваших произведений. Когда встаёте за дирижёрский пульт, вы следу- ете за автором или вносите в исполнение что-то сиюминутное, какую-то именно сейчас возникшую эмоцию? Ведь с вас всё равно никто не спросит – музыка-то ваша, и трактовка её может быть какой угодно из-под вашей же палочки… – Я никогда об этом не задумывался (смеётся). Другое дело, когда работа- ешь с различными оркестрами – вот тогда начинается корректировка мате- риала. Например, с вашим – липецким – коллективом нужно больше внима- ния уделять балансу звучания, кого-то приходится подстёгивать играть ярче, а кого-то утихомиривать. – Каким вам показался Липецкий госу- дарственный духовой оркестр? – Это хороший коллектив, если им за- ниматься и определить цель – тогда всё получится. А технически ему подвласт- но многое. – Вы– директор и художественный руко- водитель Академического дважды Крас- нознамённого ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Вы в этот легендарный коллектив были с детства нацелены, ведь родились в се- мье военного дирижёра? – Меня туда пригласили. А коллектив действительно удивительный. Но ра- боты в нём – море, там даже физически неимоверно устаёшь. Нет ни дня, что- бы ансамбль не выступал… А в детстве я не задумывался, кем стану, когда выра- сту, – знал отец, основатель военно-ди- рижёрской династии Халиловых. С че- тырёх лет я занимался музыкой, учился играть на фортепиано. А сам загляды- вался в окошко – там, на улице, маль- чишки гоняли в футбол. До сих пор лю- блю эту игру и остаюсь страстным бо- лельщиком. Затем было Суворовское училище, куда меня определили один- надцатилетним пацаном, Московская военно-музыкальная школа, заложив- шая в меня то профессиональное обра- зование, которым я до сих пор и поль- зуюсь. А закончились мои «университе- ты»Московской консерваторией. – Ваш отец получал диплом из рук гени- ального Дмитрия Дмитриевича Шостако- вича. Вас можно назвать последователем не менее выдающегося (и моего любимо- го композитора) Георгия Свиридова, хотя бы пото- му, что вы стояли за дири- жёрским пультом орке- стра, в котором во время войны служил Георгий Ва- сильевич – я говорю о царскосельском переплетении ваших судеб… – Это громко сказано, но я действи- тельно был знаком с этим гениальным композитором, мы несколько раз об- щались. Мне его музыка очень нравит- ся. Георгий Васильевич – продолжа- тель мелодической русской школы. Он последний из могикан в плане передачи духа и мелодики русской. А с учителя- ми мне очень повезло. На военно-ди- рижёрском факультете Московской го- сударственной консерватории имени Чайковского я попал в класс профессо- ра Георгия Петровича Алявдина, уче- ника Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педаго- га, воспитавшего выдающихся дирижё- ров, в томчисле иВалерияАбисаловича Гергиева. Так вот с Георгием Петрови- чем я рос не только как профессионал, но и просто физически. Так случилось, что во время учёбы в военно-музы- кальной школе я перестал расти, все так и думали, что я останусь малень- ким, а вот в консерватории я вырос до нужных военному дирижёру размеров – вот насколько бывает важен учитель! – Кто-то рождается композитором, кто-то им становится. Как было у вас? – Знаете, я всё-таки человек военный, передомной поставили задачу, и я её вы- полнил. Сочинять начал ещё будучи кур- сантом в институте военных дирижёров. Но, наверное, не стал бы композитором, если бы не работа в Пушкинском учили- ще радиоэлектроники ПВО (город Пуш- кин – ныне Царское Село). Коллективу нужно было обеспечивать сезоны – мы часто выступали в парке соседнего Пав- ловска. Под театрализованные праздни- ки подбирали музыку, но оказалось лег- че написать её самому, нежели искать в фонотеке. У меня всё счастливо сложи- лось, мне было для кого писать произве- дения, а ведь не каждый композитор мо- жет этим похвастаться. – Духовая музыка, как и всё живое, раз- вивается по синусоиде… – Не раскрою тайны, если скажу: 21 ок- тября состоится презентация Ассоциа- ции духовых оркестров России, прези- дентомкоторойяявляюсь.Нашуиници- ативу поддержали заместитель предсе- дателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец и правительствоМосквы. В столицу прие- дут 170 человек со всей России, чтобы обсудитьпроблемыдуховоймузыки, на- чинающей своё победное шествие по стране. Посмотрите, возродилось Все- российское хоровое общество, зарожда- ется наша Ассоциация. Если всё пойдёт по плану, то следующим летом в «Арте- ке» соберётся полторы тысячи детишек- духовиков, для которых мы тоже приду- маемфестиваль. Ямечтаюореанимации фабрики духовых инструментов, ведь сейчас мы всё закупаем за границей. – А это никак не связано с милитаризаци- ей мира? – Нет. Стоит говорит о ренессансе во- енно-духовых оркестров. В стране про- водится много фестивалей, конкурсов. Я называю это активным образом жиз- ни. Когда я заступил в должность глав- Валерий ХАЛИЛОВ: Я мечтаю о реанимации фабрики духовых инструментов, ведь сейчас мы всё закупаем за границей В Липецк Валерий Халилов привёз свою музыку и солистов Кристину Аглиц, Александра Альберта и нашего земляка Бориса Дьякова № 43 (425), 17 – 23 октября 2016 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz