Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
11 главная тема Т Е А Т Р Важны люди Ф естиваль открывали премьер- ной постановкой Большого Тю- менского драматического теа- тра «Ветер в тополях». Сибиряки в Ли- пецке уже в третий раз, здесь их любят. И гости снова не обманули ожиданий липецкой публики. Режиссёр-поста- новщик спектакля, художественный руководитель «Такого театра» из Санкт-Петербурга, лауреат Госпремии РФ, его ещё называют «лучшим голо- сом Джонни Деппа» Александр Бар- гман привёз на «Встречи» совершен- но свежий спектакль, и поездка в Ли- пецк стала первым выездом «Ветра в тополях». – Для любого театра, любой труппы га- строли – это обретение нового дыха- ния, нового смысла, – говорит Алек- сандр Львович. – Несмотря на то, что в пьесе много шуток, юмора, она доволь- но-таки грустная, глубокая, заставляю- щая о многом размышлять. Вместе с ав- тором мы рассказываем о том, как люди, прожившие очень непростые жизни, на излёте лет вступают в кон- фликт со старением, с новыми обстоя- тельствами бытия. Это ещё и вопрос смирения, сохранения любви к жизни, друг к другу. – Вы балансируете – и удачно – между столичным (а Питер – это всё-таки один из центров театральной жизни России) и провинциальным театром. Есть ли разни- ца между центральным и периферийным современным театром? – Мне не важно место, важны – люди, компания, которая служит театру. И не суть, где это происходит – в столице, или на окраине. В провинции театр мо- жет быть даже качественнее и честнее, чем, например, в Москве или Санкт- Петербурге. Главное – в какую сторону (лучше – созидательную) двигает театр его труппа. Тюмень я очень люблю, но в театральном плане это сложный для меня город. Однако компания под ру- ководством Сергея Осинцева вот уже шесть лет созидает театр, всё громче за- являющий о себе в России. Мне там комфортно. – Среди ваших работ – Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желание», поставленного по пьесе американского драматурга Тен- несси Уильямса. Для меня эта роль, безус- ловно, окрашена в тона великого и моего любимого актёра Марлона Брандо… Как мне кажется, Стэнли вовсе не герой, хотя и очень манкий персонаж. И, кстати, Брандо неоднократно утверждал, что не- навидел его. Какого героя сегодня не хва- тает на театральных подмостках? – Марлон Брандо – тоже один из моих любимых артистов. Опыт работы над ролью Стэнли Ковальски был безумно интересен, потому что мы сотруднича- ли с Михаилом Бычковым ( российским режиссёром, неоднократным номинан- том на «Золотую маску». – Прим. ред. ), который разделил взгляд на этот персо- наж самого Теннесси Уильямса. Драма- тург считал Ковальски антигероем, смертью для него самого, потому что олицетворял себя с Бланш Дюбуа. Но у Стэнли своё обаяние, своя правда, своя позиция – хранителя очага, хозяина, которую многие мужчины разделяли, когда мы играли спектакль… А что ка- сается сегодняшнего героя, то назвать имя не могу. Знаю одно – это человек мыслящий, чувствующий, искренний, пытающийся найти возможность не носить маску, а сохранять своё истин- ное лицо. При этом человек растерян- ный, дающий воздух каждому мгнове- нию своей жизни. И это на сегодняш- ний день очень даже немало. – Было время, когда мне казалось, что рус- скоязычная литература потеряла своего героя, а потом увидела, что ситуация изме- нилась. И пусть писатели являют нам этого герояилиего абрис не совсемприемлемы- ми для меня художественными способа- ми, но я его уже нащупываю. И чаще все- го этот центральный персонаж ищет – Бога ли, идеал ли. Выход – однозначно. И ведь на этом поиске мыи своих детей вос- питываем. А что транслирует театр? – Я против всяких деклараций. Театр для режиссёра – мир сугубо индивиду- альный, личный, субъективный. Здесь невозможно следовать мейнстриму, поиску героя и его противоположно- сти. Режиссёр ставит, а актёр играет только про себя, декларирует только свои ощущения. Это ретрансляция ав- торской мысли. Мне кажется, что важ- но не уходить в скорлупу, а принимать мир. Обстоятельства взаимоотноше- ний человека и среды, личности и со- циума, прошлого и будущего – вот что является вопросом рассмотрения теа- тра. – Почему я заговорила о герое. Раньше у людей (в первую очередь советских) были одни ориентиры. Сейчас многие люди сверяют часы по медийным лицам – лицедеям, певцам, политикам. Их об- раз жизни становится, простите, за тавто- логию, образцовым. Так нужно тогда хотя бы отвечать со сцены за такое «зазер- кальное моисейство». – Ох, мне бы очень хотелось, чтобы эти медийные лица были созидателями, образовывающими людей. Слава Богу, среди них всё-таки встречаются очень достойные личности. Главное, пра- вильно сориентировать на них своё со- знание и своих детей. А шелуху и лож- ный налёт просто отсеивать. «Ветер в тополях» (Тюмень) № 42 (424), 10 – 16 октября 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz