Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
5 неделя Н О В О С Т И По сообщениям пресс-службы администрации Липецкой области, LIPETSKMEDIA, Lipetsksity Для поклонников чуда – живопись мадхубани В Центре романовской игрушки открылась выставка индийской живописи мадхубани. На ней представлены шестьдесят картин, собранных сотрудниками Музея традиционного искусства народов мира (город Москва) Р одина мадхубани – северная часть штата Бихар, который входил в легендарное царство Видеха со столицей Митхилла. Здесь с глубокой древности женщины из высших каст брахманов (жрицы и учителя) наносили во время индуистских праздников на стены деревенских домов ритуальные росписи: божества, священных животных, растения, свадебные сцены. Сами изображения не являлись сакральными. Священным моментом для индусов считался сам акт создания красочных картин. Древний народ верил, что нарисованные боги подарят жителям домов благополучие и счастье. После религиозных праздников и семейных торжеств красочное великолепие мадхубани теряло свой смысл. Оно превращалось в обычные рисунки, которые хозяева покрывали побелкой или переносили на бумагу. Митхильские росписи впервые были обнаружены европейцами после землетрясения в 1934 году. Позже Всеиндийский Совет по ремёслам предложил женщинам округа Мадхубани делать картины для продажи. Организация помогла художникам с бумагой, красками, предоставила субсидии и обеспечила их картинам рынок сбыта. Так настенная живопись из традиционного домашнего искусства превратилась в художественный промысел. Теперь росписи мадхубани являются визитной карточкой всей Индии. Ими украшают ткани, одежду, мебель, интерьеры вокзалов и гостиниц. Атмосфера Центра романовской игрушки, где рядом с архаичными свистульками-оберегами поселился Кришна с компанией, очень подходит для индийской коллекции. Радость работ декоративно-прикладного искусства, искромётность, непосредственность, желание вечного праздника, чем не повод для соединения двух культур? Живопись мадхубани – цветная сказка для всех поклонников чуда. Диковинные звери, дерево жизни с заблудившимся в его ветках солнцем. Рыбы со всевидящим оком, священные коровы. Бог Ганеша – с человеческим телом, но головой слона. И любимая индусами богиня смерти Кали, которая одновременно и созидает, и разрушает. – На шее у Кали висит ожерелье из человеческих голов. Но это индусов не страшит. Считается, что Кали покровительствует беременным женщинам. Индусы просят у неё здоровья и благополучия их детям. Ведь где смерть – там и новая жизнь, – рассказывает специалист Центра романовской игрушки Антон Востриков. На каждой картине – изобилие орнаментов. Сюжеты словно рождаются из таинственных лепестков лотоса, цветов каркаде и индиго. Кстати, изначально все краски художники делали на растительной и минеральной основе. Эта традиция сохраняется и сегодня. Дополняют выставку живописи мадхубани композиции фигурок из божественного пантеона индусов. Жизненный цикл Кришны поражает воображение своими событиями. Маленький Кришна, оказывается, любил в детстве масло и каждую ночь воровал его у соседей. А ещё создатель всех богов не прочь был в юности подсматривать за купальщицами, сидя на дереве. Таким знают своего Кришну индусы. И в удивительных картинах мадхубани можно увидеть, как чистые сердца людей и богов открыты навстречу любви и добру. Дарья ШПАКОВА, фото автора № 41 (423), 3 – 9 октября 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz