Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

31 культура Т Е А Т Р тургии Александром Николаевичем Островским. Чем вы, как главный режис- сёр, руководствовались, выбирая этот материал? И почему отказались от попу- лярного названия «Женитьба Бальзами- нова», оставив первоначальное – «За чем пойдёшь, то и найдёшь»? – Русская классика – добрая, светлая, с грустными, вечными мыслями – всегда актуальна. Родное название материала взял за основу режиссёр Андрей Радо- чинский, что, на мой взгляд, правиль- но. Я сам ставил «Женитьбу Бальзами- нова» в Бийске. Липецкий театр – ака- демический, поэтому считаю, что спек- такли без смысла, без философии – не нашудел. Мыобязаны следовать по той дороге, которую выбрали наши отцы- основатели. – Театр всё-таки должен в первую оче- редь задавать вопросы, нежели искать на них ответы. Что вы пьесой Островско- го хотите сказать зрителю? Ведь трило- гия о Бальзаминове, на мой взгляд, не смешная комедия, какой мы привыкли её воспринимать, а классическая, почти античная, со слезами и моралью. Быть может, время Бальзаминовых сегодня настало (напомним, кстати, что произве- дение Островского впервые опублико- вал Фёдор Михайлович Достоевский в своём журнале «Время»)? И мужик по- шёл не тот – зависимый, инертный, реф- лексирующий? А, быть может, это разго- вор об одиночестве, над которым можно и плакать, и смеяться? –Наверное, так. Персонажи там, безус- ловно, потерянные во времени, со сво- ей тоской. На мой взгляд, это спектакль о всегдашней русской мечте получить всё, не прилагая никаких особых уси- лий. И ведь герои не столько хотят най- ти свою вторую половину, сколько выйти из экзистенциального одиноче- ства, развить тоску, маету. А что касает- ся Бальзаминова, то он вовсе не такой «глупый человек», как его называла сваха, или как его маменька говорила: «Дуракам везёт. И тебе, сынок, повез- ло». Он – герой русских сказок: Иван- дурак, Емеля со своим внутренним ми- ром, с отсутствием мотивации в жизни. Такая чисто русская ментальная «шту- ка» присуща многим, в ней достаточно наива, детства, бескорыстности, она вызывает улыбку и заставляет искать Бальзаминова в самом себе. А купчиха Белотелова, тоскующая в рамках свое- го богатства, ей тоже нужен выход из одиночества. Вот они друг друга и нахо- дят. А вот что будет дальше, то нам не- ведомо. – Это, как в русских сказках, всё заканчи- вается свадьбой, которая никак не конец истории, а только ещё одно начало, за ко- торым новая жизнь. И так по кругу бес- смертия… А мы продолжаем двигаться по цепочке ваших планов… – За премьерным показом Островского я начну репетиции комедии Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки», которую представим публике накануне Нового года. Об остальном пока гово- рить не стану, потому что нужна твёр- дая уверенность в реализации планов. А что касается Гольдони, то это тоже о маете: мужья ушли в море, а их женщи- ны, жёны, сёстры, тоскуют, скучают и скандалят… Этой работой я хочу ска- зать, что война может случиться из-за пустяка. Мне вовсе не хочется намекать на международную обстановку и пу- гать народ рассказами о Третьей миро- вой. Но предостеречь людей от того, что невзначай брошенное едкое слово может привести к потасовке, стоит. Правда, в нашей интерпретации всё за- кончится хорошо – тремя свадьбами. – И это вселяет надежду. Похоже, что вы всё-таки женский режиссёр? – У меня четыре дочери, я с детства дружил с девочками, поэтому, мне ка- жется, знаюженщин и понимаюих пси- хофизику. Да и по знаку гороскопа я Дева. А вот с мужчинами сложнее... – Поговорим о традициях. С 11 октября начинаются Липецкие театральные встречи, уже тридцать вторые. Насколь- ко я знаю, некоторое время назад вы от- казались от некогда незыблемой формы: научно-практическая конференция плюс спектакли различных театров России, а иногда и зарубежья. Чегождать в нынеш- нем году? – Даже если мы сегодня, к сожалению, не делаем бренда из научно-практиче- ской конференции, всё равно от разго- № 39 (421), 19 – 25 сентября 2016 г. «Смерть Ивана Ильича»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz