Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
13 ешь неимоверную близость к Богу. Со- стояние это неземное, от такой благода- ти становишься словно безумный. А ещё происходит на Святой Горе переос- мысление собственной жизни, я там ча- сто вспоминал отца и мать. О том, что сделали для нас, одиннадцати детей, ро- дители, я по-настоящему задумался ещё в семинарии. И приезжая на каникулы, всегда каялся перед ними, просил про- щение. Я вспоминаю, как в детстве мы все читали «синодики» – это такие те- тради, в них вписаны имена людей, за которых нужно молиться. Так вот наши «записные книжки» достались нам от дедов-прадедов, от священства, и имён там было столько, что нам, мальчиш- кам, было очень сложно, но мы всё вы- читывали. Повзрослев, я понял, что отец у нас – простой шахтёр – был на- стоящим академиком, сумевшим сохра- нить всех своих детей для Церкви. Мы жили в молитве, в труде, занимались спортом, музыкой, фотографией, соба- ководством. Отец – фронтовик, из по- коления людей, отстоявших нашу зем- лю от врага и потом заново её отстроив- ших, переживших репрессии, – родите- лей трижды судили за то, что приучают нас к храму. Так что я до сих пор «поль- зуюсь» авторитетом отца и мамы, под- питываюсь этим, опираюсь на них. – Наверняка, помимо русского Свято- Пантелеимонова монастыря, вы побыва- ли и в других уголках Афона? – В Ватопедском монастыре (право- славная греческая мужская обитель на Святой Горе Афон, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. – Прим. авт. ) служил литургию, пытался даже возгласы говорить на греческом языке. Там познакомился с монахом-перевод- чиком из Грузии. На трапезной он пе- реводил мои воспоминания о папе, маме, о гонениях, которые нашей семье пришлось претерпеть за веру. Я увидел изнутри жизнь этого потрясающего монастыря, например, как греческие солдаты и офицеры чистят там картош- ку. Тогда же познакомился с игуменом Ефремом, который привозил в Москву Пояс Богородицы. Сильное впечатле- ние оставило посещение костницы (хранилища костей монахов. – Прим. авт.). По воспоминаниям Бориса Зай- цева, в Андреевском скиту на входе в костницу висит такая надпись: «Помни всякий брат, что мы были как вы, и вы будете как мы». Когда мы вышли на свет из подземелья, я увидел огромную черепаху, перенёс её в более безопасное место… Когда мы пришли в скит Ксилургу, там подвизались два подвижника. Наша группа «свалилась» на них в полночь, монахи принялись сооружать для нас трапезу, хотя некоторую провизию мы принесли с собой. Хочу сказать, что ни- чего вкуснее афонской рыбки, хлебуш- ка, маслин я в своей жизни, пожалуй, и не ел. До сих пор помню: мы с другими батюшками-паломниками служим, а наши хозяева стряпают на импровизи- рованной кухоньке, а вокруг – страш- ная бедность, монахи там ведут аске- тичный образ жизни. Причём насель- ники скита ни с нами, ни друг с другом особо не разговаривали, так, перебра- сывались какими-то звуками. Но всех не покидало ощущение полноценного общения. – Это они слова так берегут? Не хотят раз- рушать, осквернять говорением, потому что «в начале было Слово»? – Могу только предположить: если они вкусили молитвы, то боятся потерять это состояние. В любом общении с людьми они словно бы изменяют Богу. Знаете, с чем это можно сравнить? Есть у тебя любимый человек, ты никак не можешь с ним наговориться, нады- шаться, тут приходят посторонние люди и начинают тебя отвлекать. Разве тебе хочется тратить на них время? А с другой стороны, они уже навыкли мол- чать, понимать друг друга с одного взгляда и радуются возможности мо- литвенного общения с Богом. – Когда произошло первое узнавание Афона? – В семинарии. Библиотека – это очень важное заведение. Семинаристом я прочитал огромное число книг. Среди них был «Афонский патерик». Читал жития святых Петра и Афанасия Афон- ских и плакал. Но мне тогда и в голову не могло прийти, что когда-нибудь сту- плю на Святую Гору. И всё-таки по- знать Афон можно только своими гла- зами, своими ногами, своим сердцем, постигнуть через людей, подвизаю- щихся там, молящихся и днём и ночью. – Есть люди, которые не понимают значе- ние Афона. Им кажется: ну живут там себе монахи, так и пусть живут, какое это имеет отношение к нашему мирскому су- ществованию? А те, кто знает, что мир – не плоскость, не череда дней и событий, понимают: у Святой Горы своя миссия. С некоторых пор её ещё и вовлекают в по- литику, пытаясь через меценатские сред- ства воздействовать на обители. Ведь сербский монастырь Хиландар отказался принимать помощь Евросоюза и оказался просто на грани нищеты, но от своих ос- нов не отошёл. Гора – живой организм, на которой вот уже тысячу официальных лет подвизаются русские, здесь молятся за весь мир, в том числе и за тех, кто про Афон никогда в жизни не слышал… – Церковь всегда в миру. И как полити- ка пытается влиять на Афон, так и Свя- тая Гора старается воздействовать на политиков. И мы не должны этому удивляться. А что касается сербского монастыря, то могу сказать, что Хиландар – одна из моих любимейших обителей на Земле. Нищий, скромный, часто горящий, он всегда находит силы на восстановле- ние, на стояние и молитвеннуюжизнь… Но чтобы там ни происходило, надо помнить, что всем на Афоне руководит Игуменья –Матерь Божия! Она настав- ляет, укрепляет, вразумляет. Афон – это большой храм. И относиться к острову нужно только как к Храму. – На Афон едут не только паломники, но и туристы. А у них иные цели и задачи. № 37 (419), 5 – 11 сентября 2016 г. главная тема Р У С С К А Я Л А М П А Д А Русский Пантелеимонов монастырь в Земном Уделе Богородицы Поют монахи…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz