Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
30 культура В Е Р Н И С А Ж бинках и подпалинах. Но для куклы это было то, что надо – он как бы подмиги- вал и реагировал на происходящее, словно живой. Сваха с помощью поло- тенец и завязок наряжала этот каток, превращая в куклу. В руках свахи она становилась оберегом и утешительни- цей невесты. После венчания эту «об- ряженную» куклу сажали в холодную печь, где она наблюдала за праздне- ством в течение трёх дней. После гуля- ний куклу разряжали, она снова стано- вилась катком и служила по своему прямому назначению в хозяйстве. Так сваха соединяла два очага, два рода, два дома». Липецкую кукольную традицию на вы- ставке представляет областной Центр романовской игрушки. Здесь можно увидеть и знаменитую «Романушку», «Волченскую» и «Поройскую» куклы, «Столбушку», «Крупеничку», «Нераз- лучников». – Многие обряды и традиции наших предков нами уже утеряны. Но неко- торыми мы пользуемся и по сей день, не придавая им того значения, кото- рое в них вкладывали наши дедушки и бабушки, – рассказывает заместитель директора Липецкого областного ху- дожественного музея, организатор выставки Надежда Васильевна Шар- шакова. – Например, до сих пор на ка- пот свадебных машин сажают наря- женную куклу. Зачем? На этот вопрос уже никто и не ответит, только все знают, что так положено, это в нашей традиции. А ведь раньше на свадеб- ную повозку или телегу обязательно сажали пару кукол, чтобы они забира- ли на себя все злые взгляды и мысли, отводили зависть от молодых. В на- шей экспозиции представлена одна из разновидностей свадебной оберего- вой куклы – «Неразлучники». Эту парную куклу готовила мать невесты или крёстная, дарила её на свадьбе молодым с целью сохранения семьи. Изготовлялись «Неразлучники» из целого прямоугольного куска ткани, фигурки формировались с помощью ниток и представляли невесту и же- ниха с одной общей рукой. Это гово- рило о том, что отныне молодые люди пойдут по жизни рука об руку. – Ценность нашей выставки очень ве- лика, – уверена НадеждаШаршакова. – В последнее время возрос интерес рос- сиян, липчан к прошлому своего наро- да, к истории страны, региона. Сегодня мы видим, как возрождаются старин- ные русские промыслы. А наши экспо- наты могут показать, как складывались эстетические, духовные и нравствен- ные воззрения предков. Несмотря на современные различия, мы все – жители Центральной России – дети одной матери. И у нас больше об- щего, чем различий. Хотя индивиду- альные черты есть у каждого. И на по- добных выставках, где представлены изделия народных промыслов, ремё- сел, – это видно очень хорошо. Для наших предков одежда была не просто «совокупностью предметов, ко- торыми прикрывают тело», как её трак- туют в современных словарях. Это был самый настоящий паспорт, по которо- му можно было узнать сословие её но- сителя, социальное и семейное положе- ние, богат или беден её обладатель, можно ли надеяться на продолжение знакомства или лучше и не начинать разговора вовсе. – Мы представили на выставку костю- мы из Воловского и Задонского райо- нов нашей области, – говорит дирек- тор Липецкого музея народного и де- Надежда ШАРШАКОВА: Раньше на свадебную повозку или телегу сажали пару кукол, чтобы они забирали на себя все злые взгляды и мысли, отводили зависть от молодых. В нашей экспозиции представлена свадебная обереговая кукла – «неразлучники» Директор Липецкого музея народного и декоративно-прикладного творчества Ирина Жирова представила на выставке костюм – с клетчатой юбкой-понёвой – из села Ржавец Задонского района Липецкую кукольную традицию на выставке представил областной Центр романовской игрушки № 3 (385), 25 – 31 января 2016 г. Среди участников проекта – Липецкий областной краеведческий музей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz