Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

45 культура Ф И Л А Р М О Н И Я он – полковник МВД в запасе, участник боевых действий. Темне менее за плеча- ми драматурга уже целых восемнадцать пьес. Член Союза писателей России, за- канчивал филфак – служба творчеству не помеха! – Удивительно! Полагаю, что поспорить с отставным офицером в достоверности из- ложения саги о войне мало кто смог бы! – Верно. Спектакль видится мне краси- вым, масштабным, грандиозным. Мне особенно приятно, что повествование вращается вокруг героической фигуры нашего земляка, повторившего в годы Великой Отечественной подвиг Ива- на Сусанина и пожертвовавшего сво- ей жизнью. Не буду пока раскрывать всех секретов, но уже могу сказать: со- бытия разворачиваются в трёх времен- ныхпроекциях, наши артистыне просто поют, но выступают на равных с драма- тическими актёрами, мы готовим мно- жество костюмов и декораций – всё бу- дет по-настоящему. Премьера состоится 5 мая, и я надеюсь, что спектакль полу- чится не «на один раз», но займёт пол- ноправное место в нашем репертуаре. Есть в планах и ещё один эксперимен- тальный оперный проект на военную тему. Мы намереваемся инсценировать знаменитые «Дневники Анны Франк», положенные на музыку московского композитора Григория Фрида. Это за- писи еврейской девочки, которые она вела в течение двух лет, скрываясь в подвале в период оккупации Нидерлан- дов немцами. Идея родилась достаточ- но смелая: зрителив буквальномсмысле окажутся в подвале, где и будет проис- ходить сценическое действие. Другими словами, в максимально приближенных к реальным обстоятельствам условиях. Да, этоне берег рекиСосны, и вместо ве- чернего платья придётся примерить на премьеру оперы несколько иной туалет. Вам покажется, перебор? Я утверждаю: нет, не перебор. Посмотрите, что сейчас происходит в Донбассе: люди скрыва- ются от артобстрелов в таких же подва- лах и бомбоубежищах, живут там! И это в двадцать первом веке! Переместить- ся хотя бы на час в этот ад – со звука- ми бомбёжки, пулемётными очередями, тусклой лампочкой вместо света солнца. На мой взгляд, это необычный опыт – особенно в контексте музыкальной по- становки. Режиссёра из елецкого театра «Бенефис» уже пригласили, теперь по- дыскиваем подходящую сцену – то есть подходящий подвал. – Вашафантазия не знает никаких границ. Уверен, зрелище получится незабывае- мым. Знаете, областная филармония во- обще всегда отличалась нетривиальным подходом к реализации своих творческих задач. Вспомнить хотя бы многочислен- ные тематические музыкальные програм- мы, посвящённые синтезу различных ви- дов искусства. Тот же метод вы исповеду- ете и в опере. По вашему мнению, право- мочно ли говорить, что у липецкой оперы формируется своя индивидуальность, появляется своё лицо? – Вероятно, наше главное отличие от других выражается в преданности именно отечественной оперной тради- ции. Причём мало кто рискует обра- щаться к современной опере, отдавая предпочтение проверенной классике. Тем паче – кто у нас в стране специаль- но заказывает у композиторов оперу под конкретный проект?! Как правило, оперные театры исполняют «накатан- ный» репертуар, которому гарантиро- ван успех у слушателей. Липецкая фи- лармония, напротив, дебютировала в оперном пространстве с современной вещью, которую композитор Алек- сандр Чайковский писал конкретно «под нас». Затея, казалось бы, безум- ная, но и успех «Легенды о граде Ель- це» оказался вполне сопоставим со сме- лостью замысла. Я бы сказала, что мы занимаемся экспериментом в опере. Мы же не связаны никакими обяза- тельствами или штампами – мы вновь создающаяся труппа, и нам интересно самостоятельно ставить себе цели и са- мостоятельно их реализовывать, исхо- дя из нашего собственного видения и художественного вкуса. На берегу реки? Сделано! В подвале? Тоже не про- блема! Наша организация – это не оперный театр в буквальном смысле слова. При всём том мы работаем со специалистами мирового класса, все наши солисты– признанные професси- оналы. Считаю, что мы имеем право обращаться к своей аудитории на языке эксперимента. Творческая мастерская «Русская опера» изначально и задумы- валась как эксперимент. И упор не слу- чайно сделан на русскую музыку. Я, как художественный руководитель, тяго- тею к нашей национальной музыкаль- ной традиции. А уж чего-то более мо- нументального и эпического, нежели отечественная опера, найти вообще сложно. Например, в европейской опе- ре всё по-другому. Там, где у них лю- бовная лирика, у нас – пафос баталь- ных сцен и великих исторических со- бытий. Русское – значит могуществен- ное. То же самое и в опере – в качестве проявления черт национальной само- идентификации. . Беседовал Роман ХОМУТСКИЙ № 2 (332), 19 – 25 января 2015 г. Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz