Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

визитная карточка 40 культура Н О Ч Ь В М У З Е Е И нтересно, если бы Алек- сандр Данилович Менши- ков, хозяин дома, где ныне располагается Чаплыгин- ский краеведческий музей, вдруг да оказался бы на выставке Сергея Трубникова, что бы он по сему поводу сказал. Сдаётся нам, похвалил бы сиятельный граф художника Трубникова за талант. Не иначе. Ведь в своё время его государь и соратникПётр Великий в лубке увидел мощное средство пропаганды, ну такое же, наверное, как сейчас телевидение. В 1711 году государь основал в Петер- бурге гравировальную палату. Работали в ней лучшие российские рисовальщи- ки, специально выученные у западных мастеров. Хотя наши были ничем не хуже – известный мастер Афанасий Зве- рев в 1680 году резал для царя на мед- ных досках «всякие фряжские рези» – так назывались эстампы (произведения графического искусства, представляю- щие собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы). В пропаганде всё имеет свой смысл, а потому государь в 1721 году издал оче- редной указ, предписывающий наблю- дать за изготовлением лубочных пор- третов царственных особ и не упускать лубок из-под государственного контро- ля. А с 1724 года лубки в Петербурге по его указу стали печатать с медных пла- стин ксилографическим методом. Это были панорамы города, изображения победных баталий, портреты царя и его приближённых. Но в Москве, как всег- да, жили и творили на свой манер – лу- бок продолжали печатать с деревянных досок. Указ 20 марта 1721 года запрещал про- дажу «на Спасском мосту и в других ме- стах Москвы сочиненныя разных чинов людьми… эстампы (листы), печатан- ные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская па- лата. Она выдавала разрешения печа- тать лубки «своевольно, кроме типогра- фии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое коли- чество низкокачественных изображе- ний Святых. Поэтому указом от 18 ок- тября 1744 года было велено «представ- лять рисунки предварительно на апро- бацию епархильным архиреям». Так что Александр Данилович Менши- ков о лубке был наслышан. На картинах Сергея Трубникова всегда позитив, улыбки, радость и сочные кра- ски. Его работы перекликаются с древ- ними образцами, они похожи на сказки, ярмарки, яркие свадьбы и пляски тёту- шек на завалинке. Всё это русский лу- бок. Сергей Трубников делает картины от руки, оттого они у него такие тёплые и неповторимые. Вот что говорит сам художник о своём Писать тексты Трубникову помогает Даль № 20 (350), 18 – 24 мая 2015 г. Ночь в музеях Чаплыгина – Доме Меншикова и Художественно-выставочной галерее – началась с открытия персональной выставки Сергея Трубникова Сергей Владимирович ТРУБНИКОВ, известный московский художник- график, дизайнер, член Союза дизайнеров России. Родился в 1964 году, живёт и работает в Москве. Учился у В.Е. Валериуса (театрально- декорационное искусство, книжное конструирование) и у Г.С. Грозиной (скульптура). Работал художником- оформителем на предприятиях народного хозяйства, художником- постановщиком, главным художником в издательствах. Оформил и сконструировал более двух сотен книг и журналов, выполнил около тысячи рисунков для текстильных изделий (ныне особенно модных футболок и маек), автор более полутысячи открыток, журнальных и газетных иллюстраций, плакатов, рекламной графики, знаков, логотипов, проектов мебели… В жанре народной картинки (рисован- ного лубка) работает с 1991 года. У Сергея Трубникова есть сборник ответов на короткие вопросы, которые он сам напечатал в книге «Краткое пособие для литераторов по написанию текстов о творчестве С.В. Трубникова, дозволенного самоцензурой…». Так вот на вопрос: «Кто сочиняет тексты?» автор ответил с блестящим юмором: «Справедливости ради следует отметить, что посильную помощь до настоящего времени мне иногда оказывали В.И. Даль, М.В. Ломоносов, П.А. Романов. Впрочем, они люди занятые, так что злоупотреблять их любезностью слишком часто, право, неловко».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz