Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

31 № 2 (332), 19 – 25 января 2015 г. – Безусловно, многие такую точку зре- ния разделяют. Одна из главных при- чин – развал СССР, «лихие» девяно- стые годы, когда большинство взрослых были озабочены тем, как добыть день- ги на пропитание, как выжить в услови- ях кризиса. В такой ситуации родителям практически некогда было воспитывать у своих детей любовь к чтению. Многие из взрослых сами прекратили читать и покупать книги, ходить в библиотеки и за детьми особенно не следили. А теперь уже их дети, выросшие без привычки читать, без любви к книге, не тревожат- ся за своих отпрысков, видя, как они по- рой бесцельно проводят своё время, хо- рошо, если за телевизором, радио или музыкальным центром. А то ведь увле- кутся чем-то непозволительным и опас- ным, что деформирует личность, грозит потерей здоровья и сокращает продол- жительность жизни. И всё же считаю, интерес к чтению, при- чём не единичный, а массовый, отнюдь не что-то умершее! Вот пример, кото- рый меня вдохновляет. В долгоруков- ском селе Весёлое год назад закрыли библиотеку. По настоятельной прось- бе жителей глава администрации посе- ления вышел на нашу библиотеку: «По- могите!» По договору раз в месяц по- сылаем туда библиомобиль с тысячью томов. Селяне ждут его с нетерпением, приносят прочитанное и набирают но- вое. Кто-то скажет: ничего удивитель- ного – в деревне, кроме чтения, нет ни- чего интересного! Но это было бы верно лет двадцать назад, а сейчас село по ин- формационной насыщенности мало чем отличается от города: хоть телик вклю- чай, хоть выходи в Интернет! Нет же: просят привычную печатную книгу! Радует и озабоченность общества про- блемой чтения. Недаром 2013-й год объявляли Годом русского языка, про- вели по инициативе вдовы Солженицы- на Натальи Дмитриевны Литературное собрание с участием президента Вла- димира Путина. После собрания снова вернули в школу сочинение для выпуск- ников, ранее непродуманно отменён- ное, увеличивают количество часов на литературу и русский язык. Учитель по этим предме- там (знаю по своему школьно- му опыту) – вернейший пропа- гандист чтения! Иное дело, кроме бумажной книги давно уже появились иные носители языковой ин- формации. Электронной кни- гой, лет двадцать назад доступной в на- шей стране чуть ли не единицам, теперь пользуются миллионы. Причём их чис- ло год от года всё увеличивается. На- блюдаю это как по нашей библиотеке, так и по тому же общественному транс- порту, с которого вы начали разговор. Читателей с планшета, смартфона (в ос- новном молодых, но нередко среднего возраста и даже пожилых) вижу в каж- дом липецком автобусе, в который за- хожу, не говоря о московском метро, где они во множестве. Да и книжки в руках у пассажиров – не такая уж редкость! – Вы думаете, читают романы, рассказы, а не какую-нибудь чепуху? Сужу по внуку и его друзьям, нередко делящимся со мной информацией из Интернета. Ну лад- но, не упоминают в разговорах классиков русской литературы, прилюдно восхи- щаться которыми среди молодёжи счита- ется зазорным. Но ни разу никто не де- лился и впечатлением от произведения какого-то современного известного авто- ра: Шаргунова, Улицкой, Пелевина…Так, сообщают о разных псевдосенсациях, выуженных с раскрученных сайтов: кто- то известный с кем-то развёлся, другой, ничем не примечательный, вдруг сказоч- но разбогател и так далее, и тому подоб- ное! Много пользы от такого чтения? – От такого, согласна, немного! Сама пе- реживаю за тематическую неразборчи- вость Интернета. А за языковую неряш- ливость – ещё больше! Неграмотность подавляющего большинства текстов в нём ужасающая! Станешь постоян- но окунаться в них, сам потеряешь за- чатки грамотности, если даже первона- чально имел её, отупеешь и разучишься мыслить! Но читатель читателю и текст тексту – рознь. Ваш внук и его друзья – это одно. А вот несколько тысяч волон- тёров, бесплатно подготовивших по за- данию дирекции государственного До- ма-музея Льва Николаевича Толстого электронное Полное собрание его со- чинений – другое. Причём, что важно, подготовили очень тщательно. Часть волонтёров за две недели записали на компьютер все девяносто томов Толсто- го. Другая часть волонтёров (аудиторы) проверила записи и внесла необходи- мые исправления. А третья (корректо- ры) – произвела окончательную работу. Это тщательно вычитанное и откоррек- тированное собрание сочинений или часть его, каждый может бесплатно за- писать на носитель электронной инфор- мации и читать себе в удовольствие, где привык: за столом, в постели или в авто- бусе. И ведь читают же и благодарят во- лонтёров! Замечу, художественная литература, как ни важна и полезна она, – не единствен- ное, что следует читать. Например, наша библиотека первой в Черноземье заиме- ла уникальную электронную базу дан- ных «Изобретения стран мира», сфор- мированную информационно-изда- тельским центром Роспатента. Теперь многие приходят в наш читальный зал, где оборудовано десять компьютерных мест, чтобы что-то почерпнуть из этой базы для себя. С удовольствием предоставляем им та- кую возможность! Причём мы стараемся также учитывать интересы тех, кто хочет пользовать- ся нашими ресурсами удалённо. Для этих целей создали «Память Липецко- го края» – уникальную полнотекстовую библиотеку, включающую книги и га- зеты краеведческого характера. Любой читатель, не выходя из дома, может вос- пользоваться этой электронной библи- отекой и получить ценные сведения. – Разделяя ваше уважительное отноше- ние к Интернету и электронной книге, по- нимая, что они будут всё более разви- общество Г О Д Л И Т Е РА Т У Р Ы Лариса ПАНЕНКОВА: Читателей с планшета, смартфона (в основном молодых, но нередко среднего возраста и даже пожилых) вижу в каждом липецком автобусе, в который захожу, не говоря о московском метро, где они во множестве Лариса ПАНЕНКОВА: Мы стараемся также учитывать интересы тех, кто хочет пользоваться нашими ресурсами удалённо. Для этих целей создали «Память Липецкого края» – уникальную полнотекстовую библиотеку, включающую книги и газеты краеведческого характера. Любой читатель, не выходя из дома, может воспользоваться этой электронной библиотекой и получить ценные сведения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz