Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

29 общество К 7 0 - Л Е Т И Ю П О Б Е Д Ы маленькая земельно-кадастровая еди- ница Праги, всегда переполненная разноязычными туристами. Возмож- но, это тоже не случайно. Не знаю, как в других странах, а у нас евреи всегда на слуху. Львиная доля всех анекдотов, причём на все случаи жизни и по лю- бому поводу, посвящена им. И устно про них мы почти всё знаем. А тут, в чужой стране, реальный шанс позна- комиться с архитектурой, культурой, традициями, обычаями и послевоен- ным наследием одной из самых боль- ших еврейских общин Европы, кото- рая и по сей день остаётся жемчужи- ной Золотого города. Все основные экскурсии в еврейском квартале плат- ные. Вход платный и в синагоги, кото- рые стали музеями, и в синагоги, кото- рые используются в религиозных це- лях, и в ратушу, и даже на кладбище. Вы когда-нибудь встречали кладбища и погосты с платным входом? Для мёртвых, конечно, и у нас «вход» за- метно подорожал, но живые посещают богову делянку бесплатно. Наша экскурсия на самую маленькую и самую дорогостоящую земельно-када- стровую единицу Праги прошла, когда стемнело. Почти все платные учрежде- ния и заведения со звездой Давида были закрыты, и мы созерцали то, что в сумерках остаётся бескорыстным. Бес- платно туристы толпятся у еврейской ратуши в стиле рококо, но ещё больше привлекают часы на её башне – цифер- блат с буквами – ивритом вместо цифр, и стрелками часов, которые крутятся в обратную сторону. Это не значит – до- рога в светлое будущее по этим часам короче, просто и тексты на иврите чи- таются справа налево. Всегда популярна здесь и Староновая синагога, помнящая средневековье. Го- дом возведения её считается 1270-й. По легенде, появилась она там, где стоял более древний культовый объект, а свя- то место, как известно, пусто не бывает, отсюда и название синагоги – Староно- вая. С годами здание, естественно, про- село, но остаётся религиозным цен- тром евреев всей Праги. Прославилась синагога и тем, что там до сих пор стоит кресло самого раввина Лёва, видного деятеля еврейских общин в XVI–XVII веках. Нам он больше известен как соз- датель Голема, подобия человека из глины. Такие же глиняные герои появ- лялись в легендах, сказках и мифах всех народов, но раввин Лёв – перво- проходец, причём, по преданиям, его Голем действовал вживую, оберегал ев- реев от погромов. Но однажды он и сам разбушевался, и ортодоксальный рав- вин вновь превратил его в кусок глины. Хранится он вроде на чердаке Староно- вой синагоги, но найти его там никто не может… Весь еврейский квартал овеян мифами и легендами. На стенах синагоги Пин- кас – самая длинная эпитафия в мире. Но это уже не легенда – в эпитафии имена евреев, погибших в нацистских концентрационных лагерях. Тихое и ещё свежее напоминание о зверствах двадцатого века – о Второй мировой войне. Кстати, нацисты планировали целый квартал, один из самых досто- примечательных в Праге, уничтожить, но затем решили оставить как напоми- нание об «исчезнувшей низшей расе»… На кладбище мы смотрели бесплатно, но, как и на часы еврейской ратуши, за- драв головы. Этому кладбищу почти шестьсот лет, по некоторым подсчётам, покоятся там более ста тысяч евреев, но для захоронений обитателям квартала в ту давнюю пору отвели конкретный периметр. И, как говорится, в тесноте, но не в обиде, захоронения прагматич- ные евреи производили слоями. На вершине этой «многоэтажки», навер- ное, сложно ориентироваться среди 12 тысяч уцелевших надгробных камней, но к известным личностям тропа здесь не зарастает. Проложена дорожка и к могиле раввина Лёва. В годывойны, го- ворят, покойного просили, чтоб вос- кресил он Голема в роли спасителя. Но спасать бывшую Чехословакию, про- шагав пол-Европы, пол-Земли, пришёл тогда солдат из уже бывшего Советско- го Союза… На условной границе еврейского квар- тала стоит памятник известному писа- телю, певцу абсурдаФранцу Кафке. Па- мятник, появившийся уже в самом на- чале века XXI, не раз включался в де- сятку самых необычных памятников мира, потому что отчасти тоже абсур- ден – Кафка восседает на плечах… пу- стого пиджака. По одному из предполо- жений, скульптурная композиция на- веяна мифами о Големе. Есть версия, что заложена здесь и социальная сати- ра в адрес безликого бюрократическо- го аппарата. Нам тоже это было понят- но, ведь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» с должностными обязан- ностями успешно справлялся пустой пиджак. . Владимир КУРГАННИКОВ (Продолжение в следующем номере) Под «писающим» дуэтом карта своей страны Памятник Кафке – «певцу абсурда»… № 2 (332), 19 – 25 января 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz