Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

43 культура О С О Б О Е М Н Е Н И Е мительного века, он обнаруживается практически в любой отрасли челове- ческой деятельности: от автомобиле- строения до повседневного пищевого рациона, от стиля в одежде до научных теорий. Все заметные события в куль- турной жизни – тоже на стыке жанров. Сейчас подходит к своему логическо- му финалу золотой век академической музыки, когда все выкристаллизовав- шиеся направления достигают апогея в своём развитии. Удивить новым про- чтением материала в «чистых» жан- рах – таких, как джаз или романтиче- ская музыка, – уже невозможно. По- настоящему интересно только то, что находится на стыке. Собственно, данный подход исповеду- ет и «Терем-квартет». Кроссовер при- знан в международном масштабе: на- пример, в одноимённой номинации вручалась премия Американской ака- демии звукозаписи «Грэмми». То есть мы – далеко не единственные испол- нители в этой стилевой нише. По всему миру фольклор соединяют с классикой, с эстрадой, с джазом. – Искусственное соитие абсолютных форм – занятие, стоит признать, на люби- теля. Не возникает ли ощущения, что вы бежите наперегонки сами с собой? Ведь пестование избранного метода лишь укрепляет его свойства как «вещи в себе». – Кроссовер – не самоцель. Просто иногда для выражения какого-то обра- за, передачи внутреннего содержания приходится пользоваться элементами других жанров. Культурологи и фило- софы называют всё это постмодерниз- мом. Однако в постмодерне цитирова- ние, ассимиляция атрибутов разных традиций и культур применяются зача- стую во имя этакой пестроты. Нам за- имствования необходимы, прежде все- го, чтобы передать дух того или иного произведения. – Что касается произведений и вашего оригинального подхода. «Терем-квар- тет» коллеги по праву называют форвар- дами современной народной музыки. С другой стороны, народные коллективы страдают от недостатка материала – при- ходится исполнять музыку избитую, ста- рую и заштампованную. – Нельзя идти проторенной дорогой. Необходимо создавать новые стерео- типы восприятия народных инстру- ментов. Узость репертуара определя- ется узостью мышления, узостью ми- ровоззрения. Изначально нужно ощу- щать себя музыкантами, а инструмент обязан оставаться просто инструмен- том, но ни в коем случае не довлеть над идеей. Одно из распространённых за- блуждений – развивать возможности инструмента исходя из традиции. Дело в том, что традиции тоже развиваются вместе со временем. Даже не касаясьна- родной музыки, а рассматривая только классику, обнаруживаем: оказывается, того же Моцарта сейчас не исполняют так, как в годы его жизни. Тем паче му- зыка народная: она отличается от запи- санной нотами тем, что живёт в возду- хе. Соответственно, именно из воздуха мы добываем интонацию, которая на- ходится там сегодня, а не вчера. Толь- ко в данном случае интонация способ- на привносить смысл. Да, для народных инструментов ком- Андрей КОНСТАНТИНОВ: Музыка народная отличается от записанной нотами тем, что живёт в воздухе. Соответственно, именно из воздуха мы добываем интонацию, которая находится там сегодня, а не вчера. Только в данном случае интонация способна привносить смысл № 14 (344), 13 – 19 апреля 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz