Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

42 гид И С Т О Р И Я К У П Е Ч Е С Т В А В Российской империи купече- ство считалось третьим при- вилегированным сословием после дворянства и духовен- ства. И досталось ему от пи- сателей, либералов, разночинцев, по- литиков и революционеров всех мастей не меньше, чем первым двум. Даже больше! Чего стоит одно только «тём- ное царство», высмеянное Алексан- дром Островским в «Грозе». Но это об- раз художественный – можно закрыть глаза и не читать. А вот что касается жизненных реалий, то российским куп- цам, предпринимателям, промышлен- никам всегда приходилось преодоле- вать невероятные препятствия и, ко- нечно, впадать в соблазны. Даже само государство временами по- ворачивалось к ним, как говорится, спиной. Вот, допустим, в XVIII веке де- ловым людям выдавали казённые ссу- ды, а в 20-х годах XIX века государство практически отказало им в кредитах. Из четырёх банков, существовавших в России в первой половине XIX века, только один — Коммерческий — пред- назначался для кредитования промыш- ленности. Однако выдача ссуд под то- вары занимала в его деятельности са- мое скромное место. Но всё же российский деловой люд, как всегда «вопреки», вынес на хребте всю экономику страны. И хребет этот сам собою никогда бы не сломался, только революционная репрессивная дубина смогла перешибить его. Морозовы, Строгановы, Демидовы, Третьяковы, Баташовы, Заусайловы, Игумновы, – эти фамилии украшают историю рос- сийского предпринимательства. Один факт, не самый, может быть, яркий, но очень показательный. Савве Морозову крестьяне из окрестных деревень сда- вали деньги на хранение – под то самое купеческое слово, которое тяжелее оков – и он, естественно, всё возвра- щал, приумножая. Один из русских историков писал: «Нельзя строить здоровое дело на не- здоровом основании. Торговое сосло- вие России было в своей массе здоро- вым, а не таким порочным, как его представляют иностранные путеше- ственники». Чтобы сколотить капитал, нужно обла- дать умом, громадной трудоспособно- стью, волей, знанием рыночной конъ- юнктуры, трезвым расчётом, умением видеть перспективу, талантом в созда- нии материальных благ. Экономическая активность и деловой климат Замечательный город Чаплыгин, в про- шлом – Раненбург, обязан купцам и своим «лица не общим выраженьем», и деловой славой. Здешние «хлебные ко- роли» пользовались большим автори- Купеческая закваска помогла подняться Раненбургу Чтобы сколотить капитал, нужно обладать умом, громадной трудоспособностью, волей, знанием рыночной конъюнктуры, трезвым расчётом, умением видеть перспективу и талантом в создании материальных благ № 13 (343), 6 – 12 апреля 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz