Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

41 культура Ф И Л А Р М О Н И Я Высоцкая. Ей удалось придумать очень яркий образ, концентрирующий вокруг себя все смысловые пласты повествова- ния, значение которых передаётся че- рез систему символов. – Я долго подыскивала талантливого художника, ведь от визуального вопло- щения в драматической или оперной постановке зависит многое, – признаёт- ся руководитель проекта Наталия Ме- каева. – Мы устраивали конкурс, про- бовали нескольких специалистов. Пои- ски увенчались успехом: коллеги посо- ветовали Марию. Она получила образование у лучших педагогов в веду- щих художественных вузах страны. Сначала защитила диплом Московско- го государственного академического художественного училища памяти 1905 года, в настоящее время оканчивает Московскую государственную художе- ственно-промышленную академию имени Строганова. Мы обсуждали с ре- жиссёром Радомирой Ползуновой раз- ные варианты и эскизы, но видение Вы- соцкой показалось нам наиболее со- звучным материалу. Мы исключили лишние детали, почти полностью отка- зались от мультимедийной составляю- щей, сосредоточившись на главном. Ведь технические новшества могут и навредить, оттянув на себя внимание от стержневой идеи. Мне кажется, что мы приняли верное решение, и уже сейчас на этапе подготовки декораций и ко- стюмов визуально начинает склады- ваться эпичное полотно. Ц ентральное место занимает хризма – древняя монограмма имени Хри- ста, которая состоит из двух на- чальных греческих букв имени Х (хи) и Р (ро), скрещённых между собой. Хриз- ма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апо- стольским временам. К знаку хризмы тянется колючая проволока – метафора тернистого пути, дороги. Также присут- ствуют элементы кольчуги: они появля- ются в костюмах, оформлении и симво- лизируют извечную готовность русских защищать свою землю на поле брани. –Пока готовы не все декорации, но кое- какое представление, как будет выгля- деть сцена, можно составить уже сей- час, – объясняет Мария Высоцкая, ху- дожник-постановщик спектакля. – Мы решили нестандартно подойти к делу, чему свидетельство – необычные эле- менты: кольчуга, мешковина с напеча- танными дорожными картами, канаты, цепи, колючая проволока. Одна из удач- ных находок – колесо от телеги в виде хризмы, важного атрибута христиан- ской символики. Колесо – многознач- ный образ, символизирующий движе- ние жизни, путь, солнце как источник света и тепла. Язык декорации – услов- ный. И мы пользуемся его формальны- ми характеристиками, чтобы увязать XVII столетие, 40-е годы прошлого века и нынешний день. Радомира много го- ворит о символике, то же самое я попы- талась повторить в декорациях и ко- стюмах. За основу одеяний героев взятыфасоны эпохи царяМихаилаФёдоровича, одна- ко в них интегрируются детали сцено- графии: та же кольчуга, кожа. То есть строгого соответствия историческим реалиям я не преследовала. Непрелож- ное условие и главная задача художни- ка-постановщика – создать комфорт для исполнителя, облачённого в ко- стюм. Очень сложно выдержать всю оперу в тяжёлой шубе, а ведь ещё при- ходится петь, играть и передвигаться! Мы нашли функциональные решения и лёгкие ткани. Притом не хочется ухо- дить в пестроту. Палитру выбрали до- вольно сдержанную. Как-никак одея- ния в XVII веке были яркие, красные. Мы же остановились на пастельных, охристых тонах. Темне менее пришлось перелопатить огромное количество то- мов специальной литературы, пересмо- треть массу военных фотоматериалов. Откровенно говоря, почерпнула лично для себя много интересного. Хотя работа в оперной постановке – но- вый опыт для меня, к сцене я привязана, сколько себя помню. В детстве бегала в театр по пять раз на неделе, сама делала костюмы для кукольных представле- ний. В школе уже придумывала учени- ческие театральные афиши. Считаю, что главная задача театрального худож- ника – создание образа. Одна-един- ственная деталь способна визуально «решить» постановку. Всевозможные проекции, современные технологии – лишь инструменты, как кисть. Без по- нимания, какой образ лежит в основе, ничего не выйдет. – Мы вкладываем всю душу в «Жизнь за Отечество», не хочется формально «под козырёк» отчитаться к круглой дате, – подводит итог репетиции Ната- лия Николаевна Мекаева. – Надеюсь, постановку ждёт долгая репертуарная жизнь. С другой стороны, если вещь получится сильная, то успех ей гаран- тирован в любом случае, достаточно и одного показа. Мне кажется, всё зави- сит от того, насколько ты отдаёшься ра- боте – эмоционально, профессиональ- но, творчески. Вспоминая оперу «Ле- генду о граде Ельце», никто и не пред- полагал, что проекту суждено стать ежегодным. Огромный коллектив, се- рьёзные финансовые вложения, от- крытая площадка – дать ход такой ма- хине отнюдь не просто. Но у нас полу- чилось, и зритель оценил старания, «Легенду» раз за разом ждут всё силь- нее. Так что мы ничего не загадываем. Впрочем, кое-какими планами поде- люсь. Мы обязательно представим му- зыкальный спектакль в Москве, залы на примете имеются. Вероятнее всего, наиболее выигрышно постановка будет выглядеть на сцене какого-нибудь теа- тра, нежели в концертном зале. Кто не попадёт на премьеру в сентябре, не рас- страивайтесь – артисты и музыканты ещё раз соберутся в Областном центре культуры и народного творчества – спектаклем филармония рассчитывает открыть сезон. А пока – с нетерпением ждём премьеру! . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 12 (342), 30 марта – 5 апреля 2015 г. Мария ВЫСОЦКАЯ: Непреложное условие и главная задача художника-постановщика – создать комфорт для исполнителя, облачённого в костюм. Очень сложно выдержать всю оперу в тяжёлой шубе, а ведь ещё приходится петь, играть и передвигаться! Мы нашли функциональные решения и лёгкие ткани. Палитру выбрали довольно сдержанную, остановились на пастельных, охристых тонах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz