Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
40 Взгляд режиссёра Постановщик Радомира Ползунова – настоящий профи. Но ничто человече- ское ей не чуждо, и наша московская го- стья честно признаётся: в работе над спектаклем трудностей избежать не удалось. Радомира более всего волнует- ся за сочетаемость жанров и эпох на сцене: уместить пять веков, оперу, дра- му и кино в компактный театральный формат не так-то и просто. – Для меня, как для постановщика, главная задача – органично использо- вать все краски, которыми мы пользу- емся, – рассуждает Радомира Ползуно- ва. – Ведь подобное сочетание жанров встречается отнюдь не часто. В то же время нельзя забывать: основа спектак- ля – опера Глинки, пусть и в купирован- ном виде. Таким образом, это уже тре- тий вариант всемирно известного про- изведения: первый – «Жизнь за царя», посвящённый Михаилу Фёдоровичу Романову, и второй – «Иван Сусанин» с либретто поэта Сергея Городецкого. Мне кажется, что нынешнее воплоще- ние оперы учитывает и вбирает в себя предшествующие версии, но развивает и собственную линию, открывает но- вую страницу в её истории. Драматические фрагменты, привнесён- ные нами, удивительным образом впи- сываются в материал, придавая пове- ствованиюабсолютно неожиданное зву- чание. Через эпизоды, связанные с геро- ическим поступком Василия Вобликова в роковые 40-е годы прошлого столетия, мы имеем возможность заглянуть в день нынешний. Естественно, взгляд этот – через призму духовных ценностей, кото- рые мы полагаем за основную, самую высокую ноту в спектакле. В постановке речь идёт не столько о конкретных подвигах, сколько о людях, на протяжении веков отдававших жизнь за Россию. Мы рассказываем о моральном выборе героев, избираю- щих путь Христа: страдание и гибель во имя спасения других. Главное преиму- щество избранной формы – в её честно- сти и доступности абсолютно для любо- го возраста, в особенности – для под- растающего поколения. Сегодня наш посыл звучит особенно актуально: от- талкиваясь от написанных кровью эпи- зодов в летописи нашего Отечества, мы рассуждаем о проблемах и событиях, близких нам. Между прочим, путём Су- санина в годы Великой Отечественной войны отправилось, если не ошибаюсь, около семнадцати граждан. Способ- ность русского человека в одночасье оставить всё – семью, дом – и пожерт- вовать собой во имя высших идеалов подобна уделу святых апостолов. Такой народ непобедим. Никогда! «Жизнь за Отечество» – многослойный спектакль, поэтому особенно важно объединить повествовательную канву в последовательный визуально-смысло- вой ряд. Все три части прочно держатся друг за друга. Нерушимая конструкция возникает и благодаря реквизиту, пере- ходящему из сцены в сцену. Получается удивительный эффект «перетекания», некого зеркального отражения. Три разных сюжета, разворачивающиеся в XVII, XX и XXI веках, сплетаются в один мощный клубок. Таким образом, воплощается наш изначальный замы- сел: в пространстве и во времени вели- чие нашего народа только приумножа- ется, а не проявляется эпизодическими всполохами в то или иное столетие. Сегодня нам выпала потрясающая воз- можность безвременную классику ком- позитора Михаила Глинки вынести на липецкую сцену – причём в нетриви- альномпрочтении. Считаю, что«Жизнь за Отечество» надо показать как можно большему количеству людей – и не только в дни празднования 70-летия со дня Великой Победы. Во-первых, му- зыка интересна и актуальна для совре- менного слушателя. А во-вторых, даже сегодня в ней мы можем отыскать не- ожиданные грани. Шанс пересмотреть классику в подобном ключе поистине уникален, и за этот необычный проект, за его идею я глубоко признательна творческому коллективу филармонии и лично Наталии Мекаевой. Декорация – не просто декор Интереснее всего на репетиции было увидеть материал уже в формирующем- ся сценическом пространстве. Проекты сценографии уже готовы – оформлени- ем музыкального спектакля занималась молодая художница из Москвы Мария культура Ф И Л А Р М О Н И Я № 12 (342), 30 марта – 5 апреля 2015 г. Радомира ПОЛЗУНОВА: В постановке речь идёт не столько о конкретных подвигах, сколько о людях, на протяжении веков отдававших жизнь за Россию. Мы рассказываем о моральном выборе героев, избирающих путь Христа: страдание и гибель во имя спасения других Хризма – древняя монограмма имени Христа Колесо – многозначный образ, символизирующий движение жизни, путь, солнце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz