Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

44 культура Г О Д Л И Т Е РА Т У Р Ы Земляки «Я уже перестал удивляться тому, что все здешние люди говорили о Бунине, как об очень близком, родном человеке, – вспоминал Николай Пеньков. – Они гордились не тем, что являются бунин- скими земляками, а что Бунин прихо- дится им земляком. Они как бы брали его под свой патронат, под свою защиту, интуитивно радуясь, что он наконец че- рез много лет возвращается на свою Ро- дину, и прежде всего к ним, на елецкую землю. И эта всенародная, в буквальном смысле, защита великого писателя была в своей простоте и строгой определён- ности трогательна до слёз». А потом сам Пеньков в Ельце шёл с же- ной по мосту через реку, пользуясь со- держанием «Позднего часа» как точней- шим путеводителем. «Старая улица», бывшая во времена Бунина Дворян- ской, носила теперь название Совет- ская. На пересечении с улицей Ленина высилось кирпичное здание средней школы номер один – бывшей елецкой мужской гимназии. За сто лет она ни- сколько не изменилась: та же каменная ограда с чугунными воротами, простор- ный двор, двухэтажное здание из крас- ного маркированного кирпича. Мемо- риальная доска – в этой гимназии учи- лись русские писатели Пришвин, Бунин и нарком медицины Семашко. Было лето, воскресенье. Но сторож от- крыл москвичам двери. Внимание Ни- колая Пенькова привлёк стенд, посвя- щённый Бунину. Дата рождения. Год по- ступления в «нашу гимназию». Первое напечатанное стихотворение в журнале «Родина». Работа статистиком в Полта- ве. Работа в «Орловском вестнике». Зна- комство с Чеховым. Публикация перво- го рассказа «На край света». Знакомство с Горьким, Андреевым, Куприным. Из- брание в почётные академики. Написа- ние «Деревни». Написание «Суходола». Дыхание трагедии «Я опускал взгляд всё ниже, подбираясь к середине этого хронологического спи- ска, разграфлённого цветной тушью на плотном листе ватмана, – вспоминает Пеньков. – Я как будто чего-то ждал. И боялся этого чего-то. И вот, наконец, взгляд упирается в красные цифры: «тысяча девятьсот семнадцатый – тыся- ча девятьсот двадцатый годы». Дата от- чёркивается аккуратной синей чёрточ- кой ровно в столбик с предыдущей над нею. И дальше короткое пояснение чёр- ной тушью: «Непонимание Октябрь- ской революции. Эмиграция». Я долго смотрел на эти аккуратно выписанные слова, несколько раз перечитывая их, точно написаны они были на каком-то иностранном языке: «Непонимание Ок- тябрьской революции». Точка. Внутри меня всё как бы восставало про- тив смысла, заключённого в этой про- стенькой фразе. Хотелось спорить с кем-то, возражать, протестовать против этой бездумной лёгкости, с которой мы подходим к оценке человеческих судеб. Для человека поменять Родину – всегда трагедия. В любом возрасте. Особенно, если мена эта случилась не по твоей при- хоти. Если тебя неизвестно за что вы- швыривают за пределы твоей страны, как жестоковыйный хозяин вышвыри- вает за порог дома паршивую собачонку. В двадцатом году Бунину исполнилось пятьдесят лет. «Непонимание...». Я си- дел под сводчатым потолком в актовом зале бывшей елецкой мужской гимна- зии, а в голове всё время вертелись бу- нинские строки. Не могу ручаться, как там было дословно, но смысл примерно такой: поставят мне когда-то на Родине памятник. Вроде полагается. Соорудят бюст на пыльной привокзальной пло- щади, вокруг которого днями будут бе- гать сопливые ребятишки. На постамен- те напишут слова: «И. А. Бунин. Тысяча восемьсот семидесятый – чёрточка – ты- сяча девятьсот такой-то...». А в этой чёр- точке – ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ. С утратами, находками, любовью, ненавистью». Трибуна патриота Такая чёрточка появилась и на памятни- ке Николаю Васильевичу Пенькову. Он ушёл из жизни 21 декабря 2009 года. Га- зеты мало написали о его уходе, но даже по тем скудным некрологамможно было судить о масштабе его дарования. Вот что сказала о своём талантливом колле- ге и верном друге Татьяна Доронина. «Горе. Умер НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕНЬКОВ. Народный артист России. Лучший из лучших мастеров Художе- ственного театра, утвердивший в своём творчестве традиции великой культуры. Н.В.Пеньков ушёл из жизни с высоким достоинством, как жил, все тяжёлые проблемы, беря на себя, никому не при- нося беспокойств. Это был титан рус- ского духа, человек огромного таланта и высочайшей образованности, могучий артист и прекрасный прозаик. В своём творчестве он являл тот уровень таланта и ума, которые выводили его в разряд лидеров, где бы и когда бы он ни нахо- дился. Мастер, известнейший советский актёр, которого преданно и нежно лю- били в самых отдалённых уголках Рос- сии, в тяжелейшие времена, поразив- шие Родину на изломе веков, Н.В. Пень- ков вёл себя как честный и мужествен- ный гражданин Родины, принявший лично на себя удар трагедии 4 октября 1993 года. Человек чести, умевший мас- штабно мыслить, он считал сцену три- буной патриота, и потому герои, образы которых он воплощал на сцене, были людьми яркими, могучими, бесстраш- ными, как академик Кораблёв в пьесе «Контрольный выстрел» или полков- ник Малышев в «Белой гвардии» М. Булгакова. В МХАТ имени М.Горького Н.В. Пеньков был приглашён «старика- ми» в 1963 году как талантливейший выпускник школы-студии МХАТ, имев- ший за спиной опыт рабочего человека. Он быстро стал мастером, которому подвластно, казалось, было всё – ярчай- шие работы в пьесах классического ре- пертуара – пушкинский Мазепа, чехов- ские Петя Трофимов, Дорн, Солёный, горьковские Клещ и Хеверн, гончаров- ский Нил Андреевич, Юсов и Аксёнов Островского. Преданно и нежно любив- ший Россию, он дружил с лучшими рус- скими писателями. Играл в спектаклях Василия Белова, Валентина Распутина с особым настроением. Ищущий, страст- ный, он искал и находил впечатляющие решения как режиссёр. Его спектакли «Роза Иерихона», «Наполеон в Крем- ле», «Аввакум» высоко ценили искус- ствоведы и зрители. Н.В. Пеньков – ве- теран труда, кавалер ордена Знак Почёта Кадр из фильма «Гонка с преследованием». Николай Пеньков в главной роли – Глеб Сиромаха В фильме «Щит и меч» Пеньков сыграл роль Хакке № 11 (341), 23 – 29 марта 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz