Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
15 главная тема Д Е Н Ь Т Е А Т РА Примат театра над кино – Сегодняшние технологические возмож- ности позволяют посмотреть любой фильм в Интернете. Кино превратилось в такой же легкоупотребимый и повсе- местно доступный товар, как селёдка в магазине. Таинство исчезло: любая лента – всего лишь выраженное в байтах циф- ровое изображение, ценность которого измеряется для человека XXI века в коли- честве единиц информации. Кино – раз- вивающийся вид искусства, чья история не перевалила ещё даже полуторавеко- вой рубеж. Тем не менее кинематограф занял прочное место в современной куль- туре, стал частью досуга, отраслью эконо- мики… А театр остаётся верен своей жи- вой природе и двухтысячелетней тради- ции. Притом его продукт может беско- нечно подвергаться доработке , переосмыслению – причём по обе сторо- ны рампы. Пластический язык сцены сравним разве что с музыкой, способной трансформироваться в живой среде и по силе эмоционального воздействия не уступающей театру. Какое место, по ва- шему мнению, занимает театр в соотно- шении с цифровыми визуальными вида- ми искусства? Актуален ли он сегодня и не теряет ли связь с эпохой? – Какие бы ни изобретали цифровые технологии, человек продолжает вос- принимать окружающую действитель- ность посредством органов чувств. Сходите на один и тот же спектакль – и увидите, возможно, две разные картин- ки! Даже слушая музыку или глядя на живописный холст, мы по-разному мо- жем проходить этот путь, минуя мо- мент фиксации произведения. Ведь за- печатлено в нём, так или иначе, мгнове- ние свободы автора. Предметы искус- ства потому и ёмкие, что стремятся к образу. А образ – вещь расслаивающа- яся, его нельзя понять единожды. Заси- лье технологий абсолютно не мешает традиционному театру. Технологии всего лишь обеспечивают человече- ство ещё одним удобным коммуника- тивным каналом, где по ту сторону экрана всё равно остаётся живой чело- век. Откровенно говоря, лично мне ма- лоинтересен технологический мир. Нисколько не осуждаю приверженцев прогресса, но сам боюсь слишком ув- лечься им, сбиться с пути, напрасно по- тратить время. Сейчас всё «там». Пола- гаю, что это сильно меняет мировоз- зрение человека. Когда мы рассуждаем о театре, о его первооснове, заложен- ной чуть больше двух тысячелетий на- зад, мы прежде всего подразумеваем диалог с богом. У человека возникали вопросы к миру, и в конце представле- ния бог за машиной их разрешал, всё становилось на свои места. Сейчас в поисках ответов на те же вопросы рож- даются другие поколения, но правду они ищут зачастую где-то ещё. С другой стороны, краеугольная задача искус- ства – задавать вопросы, но не решать их. Постановка проблемы, создание образа, выражение тем самым своего мировоззрения – вот чем занимается театр. И это лишь одна из форм – не хуже и не лучше остальных. Притом она подтвердила свою жизнеспособ- ность. Приход в театр режиссуры сов- пал с эрой модерна – эрой, отменившей бога в европейской цивилизации. Про- свещение достигло своего апогея вме- сте с идеей отказа от творца. Вместе с тем вопросы человеческого бытия, мо- рали, нравственности остались. Ведь мы, как и прежде, продолжаем гово- рить о духовном созидании. Это, вне сомнений, относится к театру напря- мую: достаточно вспомнить слова Кон- стантина Сергеевича Станиславского, который говорил о театре как об обите- ли жизни человеческого духа. Кстати, задумаемся: в современных театрах ча- сто приходится наблюдать служение человеческому телу. Не хочется гово- рить, что это служба дьяволу, – навер- ное, кое-кому жизнь ставит и такие во- просы. Многих занимает проблема, на- пример, половой жизни. И театр – на передовой, в поисках новых решений. Хотя решений, в общем, не столь мно- го, они давно известны, но актуализа- ция возрастает – и многие труппы рады присоединиться к обсуждению подоб- ных тем. Жалкая история, конечно. Наблюдатель за наблюдателем – Публика – вольный или невольный ре- ципиент великого режиссёрского замыс- ла. Вопрос формирования аудитории представляется мне краеугольным в кон- тексте нашей беседы. Как верный зри- тель академического театра драмыимени Льва Толстого, я посещаю практически все постановки – в том числе и заезжих гастролёров. Удивительная вещь: стоит в афише появиться какой-нибудь столич- ной антрепризе да ещё и с известным ак- тёром в главной роли, зал заполняют со- вершенно незнакомые люди. Впечатле- ние такое, словно в нашем городе люби- тели театральногоискусства разделились на две группы, а то и больше: одни раз за разом спешат на премьеры областных те- атров, загодя бронируя билеты и не про- пуская ни единой постановки, других можно увидеть строго на «звёздах». Есть устойчивое ощущение, что эти два пласта практически не пересекаются. Получает- № 11 (341), 23 – 29 марта 2015 г. Наша задача как местного театра – найти пути привлечения зрителя на свои спектакли, обрести контакт и дружбу с ним. Я вижу свою миссию в приобщении липчан к великой русской литературе и её классикам «Банкрутъ». А.Н. Островский Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz