Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

главная тема 14 Д Е Н Ь Т Е А Т РА ный замысел. Испокон веку исполнитель – осно- ва театрального искус- ства. В конце концов, те- атр родился и жил без ре- жиссёра до XX века. Ду- мающийшире остальных актёр, более талантли- вый есть автор постанов- ки – он задаёт ритм для всего остального. – Однако вы, Сергей Алек- сандрович, обозначаете в придуманном вами сюже- те артистического капуст- ника несколько осей коор- динат: актёрский опыт, его личность, замысел режис- сёра и, собственно, роль. Получается, исполнитель действует во взаимообус- ловленной и взаимозави- симой системе, где лич- ность отнюдь не доми- нантна. Актёр, по вашим словам, – главный, но при этом он подчиняется сложной схеме от- ношений внутри процесса, субъектом и объектом которого одновременно высту- пает. – Первоначальный импульс испытыва- ет драматург, создающий текст, то есть новую реальность. Переводчик с лите- ратурного языка на сценический – ре- жиссёр-постановщик. А вот инстру- мент визуализации, проводник – ар- тист. Что касается его личностного со- става – меня этот вопрос будоражил всегда и до сих пор остаётся непости- жимой тайной. Вовсе не обязательно, что актёр – экстраординарная и высо- коморальная личность. Это – идеал, но в жизни получается по-разному. Тем не менее талантливому многое прощает- ся. За талантливым, гениальным арти- стом неизменно стоит бог. Гений – это божественный дух. И он не может быть равнодушным, безнравственным. Из- вечный вопрос, которым задаётся Пушкин в пьесе «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – Две вещи несо- вместные. Не правда ль?» Ответ неоднозначен, ситуативен. Но я сохраняю веру, что большой художник и экстраординарная личность произ- растают из одного зерна. И, обретая себя, они получают свободу. А истин- ная свобода равноценна отмене как плохих, так и благотворных влияний. Она – за гранью рационального. Она синонимична сверходарённости. Ар- тист, как воплощение живой краски, заполняет собой всё, отменяя лишнее – технологии, режиссуру. Конечно, мой идеал несбыточный, но чаемый в душе. Работая среди артистов и удивляясь этой профессии, я редко нахожу по- настоящему верных ей людей. На со- зревание актёра уходят годы самоот- верженного труда, наращивания «мышц», тренировок по постановке сценической речи, повышения мастер- ства. Актёр – существо особого рода. Как говорил Андрей Тарковский: а вы думаете, они – люди? Бытует мнение, что артист – краска режиссёра. Во мно- гом действительно так. Когда он ещё и автор этой краски, когда краска напол- нена мыслью, чувством, когда она – душа и тело, тогда хорошо и режиссёру, и зрителю. – Вспоминаются слова одного моего зна- комого художника, коль скоро речь за- шла о красках. Если живописец не до конца уверен в себе, если ему недостаёт умения, внутренний его стержень недо- статочно крепок, то он подсознательно стремится избавить картину от мелких огрехов, например потёков краски на холсте. Изображение выхолащивается, доводится до степени полной стерильно- сти. С другой стороны, по-настоящему свободный творец оставляет всё как есть. Его краска свободна, подобно ему самому. Потёки и брызги становятся не- отъемлемой частью произведения искус- ства. – Подобная техника близка мне самому – в своём деле. Подчищать или нет – за- висит только от настроения мастера. Вспомним одну из величайших скульп- турных работ Микеланджело «Пьета». Там же очень много нарочитых недоде- лок! Но таков взгляд автора. А его про- изведение прекрасно в своей шерохова- тости, несовершенстве. На «неотшли- фованных» эскизах гениев виден гран- диозный замысел, и ты будто погружаешься в глубь него. В начале своего пути в театральной режиссуре я тоже старался убирать «потёки», ма- скировать «неровности» фактуры. Сла- ва Богу, этот период быстро завершил- ся. В дальнейшем я, напротив, нарочно оставлял, на первый взгляд, случайные штрихи, полагаясь на хулиганскую вну- треннюю природу артистов. Театр – аб- солютно живой и неповторимый про- цесс. Хотя мизансцену можно рассчи- тать до сантиметра, можно полностью подчинить себе материал. Но метод не- продуктивен с точки зрения игры актё- ра. Исполнитель должен чувствовать себя на рампе вольготно. Спонтанная реакция артиста зачастую выглядит на- много естественнее, нежели заранее за- программированное действие, отрепе- тированный жест. Способный к импро- визации, непринуждённый и лёгкий че- ловек на сцене дарит залу волшебство, за которое мытак любим театр: не заме- чая режиссуры, всё внимание прикова- но к игре. № 11 (341), 23 – 29 марта 2015 г. Постановка проблемы, создание образа, выражение тем самым своего мировоззрения – вот чем занимается театр «Дуэль». А.П. Чехов Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz