Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
доменные ремонтировал. Так балала- ечку и забросил. А однажды мне пле- мянник отдал отремонтировать сло- манный инструмент. Я его подделал, а расстаться не смог – теперь на нём и играю. Раньше по деревне парней с ба- лалайками много ходило. А сейчас, считай, я почти последний остался. – Нет молодёжи в селе, вот и проблемы от этого, – считает гармонист Иван Фё- дорович Варфоломеев. – Я застал то время, когда свадьбы по три дня играли, когда по улицам с гармонями ходили, а люди жили более духовной жизнью. А сегодня мы, как городские, соседей сво- их в лицо не знаем – сидим за забора- ми… Меня за инструмент заставляют браться воспоминания. Взгрустнётся – жену в одну комнату, а сам с гармошеч- кой – в другую. Часа полтора поиграешь – и всё нехорошее как рукой снимает. Люблю я это дело – на гармошке своей играть. Яв детстве понейпросто плакал. Но сумел наиграться только на пенсии. Проблема преемственности, действи- тельно, пожалуй, самая животрепещу- щая для народных исполнителей. Фольклористы, этнографы, конечно, хорошо. Но нужно, чтобы и на самой земле, из которой песня проросла, тра- диция не прерывалась. Долгие годы го- ревали «Птахи» из Волчьего, что нет у них творческих наследников. И вот год назад в местном клубе зазвенели звон- кие детские голоса – так дали о себе знать местные «Перепёлочки». Свила для них гнездо директор Волченского ЦКД Ольга Николаевна Шуваева. Про- работав много лет в детском саду, она знала всех талантливых ребят в селе, и когда пришло время – собрала их во- круг «Птах». Каждая из девочек, а их подавляющее большинство в ансамбле, мечтает стать кто врачом, кто бухгалте- ром, а кто и артисткой. Но все уверены, что уже никогда не забудут свои, вол- ченские песни. Для сельской ребятни местный клуб – это средоточие жизни (как и школа). Здесь – и танцевальный кружок, и вокальная студия, и друзья, и мудрые наставники. Именно здесь, на концертах легендарных «Птах», буду- щие «Перепёлочки» и услышали ста- ринные песнопения. И теперь принес- ли, вернее, вернули их в родные дома. Да, к русской песне можно идти разны- ми путями-дорогами. Так, греческий композитор, музыкальный журналист, специалист по культурной антрополо- гии, исследователь музыки народов мира Костис Дриянакис сначала в дет- стве случайно услышал «Бублички», «Калинку», «Подмосковные вечера», «Конфетки-бараночки», «Прощай, мой бубен», затем уже в зрелом возрас- те – народную попсу в исполнении «Ба- лаган Лимитед» и «Иван Купала», а по- том и блатнойшансон. Ирешил, что бу- дет пристально заниматься российской песней. А когда один из греческих жур- налов заказал ему статью об аналоге 44 В одном волченском гнезде изумительные «Птахи» и юные «Перепёлочки» Костис ДРИЯНАКИС: В России и в Греции государство стремится показать свою лояльность к фольклору только на больших праздниках. В Греции всё немножечко по-другому, потому что народные песни звучат везде, хотя бы и в современной обработке культура Ф Е С Т И В А Л Ь № 1 (331), 12 – 18 января 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz