Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
38 культура П Е Р С О Н А рить, вся жизнь юбиляра – на виду. И, кажется, Владимира Александровича подобное положение дел абсолютно устраивает. Разменяв седьмой десяток, Кравченко выглядит полным задора и на покой отнюдь не собирается. Все его думы – о грядущем. Тем не менее сегод- нямыпопросимцентрального персона- жа нашей биографической пьесы огля- нуться назад. Ничего не поделаешь – круглая дата обязывает подводить про- межуточные итоги. Первые роли – После окончания Воронежского госу- дарственного института искусств я в 1982 году прибыл в Липецк с твёрдым намерением поступить на работу в те- атр драмы имени Толстого. Я был влю- блён в эту труппу – помню, неизглади- мое впечатление произвёл спектакль «Сказки старого Арбата», блистатель- ная режиссура и игра актёров. Именно это обстоятельство навсегда определи- ло мой выбор, хотя поступали пригла- шения из Смоленска, Ростова, Курска, Ярославля. Знаете, как это бывает: на выпускные экзамены собираются «куп- цы» из разных городов и присматрива- ют себе достойных кандидатов среди молодых актёров. Несмотря на мой к тому моменту уже не совсем юный воз- раст (27 лет), художественный руково- дитель Владимир Михайлович Пахо- мов меня без разговоров принял – тогда и суждено было появиться в моей тру- довой книжке самой первой записи. А первая роль – Паяц в «Золотом ключи- ке». Это был «ввод» в спектакль, выра- жаясь театральным языком, и делал «ввод» Борис Наумович Голубицкий: в 70-80-х годах он трудился на должно- сти одного из режиссёров, впослед- ствии возглавив Орловский академиче- ский театр имени Тургенева. Обычной практикой считалось приглашать ре- жиссёров из других театров на одну-две постановки. Мне доставались неболь- шие персонажи практически в каждой из них. Например, одна из первых – роль уИосифа Леонидовича Райхельга- уза в пьесе Мережко «Пролетарская мельница счастья». Знаете, Виктора Ивановича в декабре пригласили в ка- честве председателя жюри кинофести- валя «Липецкий выбор». Я всё думал: вспомнит ли драматург спустя столько лет наш город, академический театр? Ещё как! Да и я никогда не забуду одну реплику своего героя: «Качаешь-кача- ешь, а для чего качаешь? Чёрт его зна- ет!». Требовалось прочувствовать фра- зу, найти нужную интонацию – да, по- нятия не имею, зачем качаюводу, но раз для общего блага, значит, буду и дальше качать! Здесь мне уловить правильный настрой помог Райхельгауз. Программ- ку с его автографом «5 с плюсом, спаси- бо за работу!» до сих пор бережно хра- ню. Золотая эра – В 1977 в липецком театре появился молодой режиссёр – дерзкий, амбици- озный, авантюрный – в хорошем смыс- ле. Человек, мечтавший добиться, что- бы наша труппа стала лучшей в стра- не. Такие достаточно смелые планы подкреплялись замечательным умени- ем собрать и организовать вокруг себя коллектив и вести команду к победе. Имя его – Владимир Михайлович Па- хомов. Мой учитель, друг, отец и мать – образно, конечно. Взлёт театра в пер- вую очередь связан с именем этой уни- кальной личности. В конце 70-х – нача- ле 80-х театральная среда характери- зовалась большой «текучкой» кадров: под занавес сезона иногда в свобод- ное плавание пускалась добрая дюжи- на артистов, а на их места приходили новые. Тем не менее костяк, привезён- ный Пахомовым ещё из Петрозавод- ска, сохранялся. Ядро труппы было по- настоящему мощным. Виктор Соболев, Светлана Погребняк, Зинаида Горяче- ва, Раиса Карева – все они были пре- даны Владимиру Михайловичу и «та- щили» театр. Умный и тонкий режис- сёр, эрудит с великолепной памятью, Пахомов мог подолгу разбирать дра- матургический материал, докапыва- ясь до самой сути. Из столицы работать над постановками приезжали знамени- тые сценографы – Игорь Попов, Ма- рия Рыбасова, Давид Боровский, Марк Лисянский. Это, вне сомнений, подни- мало провинциальный театр на иной – качественный уровень. Таким образом, вплоть до конца 90-х годов липецкая сцена переживала небывалый подъём – премии, призовые места на фестивалях, выдающиеся режиссёрские и актёрские № 1 (331), 12 – 18 января 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz