Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
48 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 23 февраля 24 февраля 25 февраля № 6 (336), 16 – 22 февраля 2015 г. День защитника Отечества 1922 год. В Советском Союзе эта дата была офици- ально объявлена Днём Красной Армии. С 1946 года 23 февраля ежегодно отмечали в СССР как всенародный праздник – День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества. Для некоторых людей праздник 23 февраля остался Днём мужчин, которые служат в армии или в каких-либо си- ловых структурах. Тем не менее большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова. Елецкие корни народного артиста Болгарии К 135-летию со дня рождения Николая Осиповича Массалитинова 1880 год. Русский и болгарский театральный деятель, актёр, педагог, режиссёр Николай Масалитинов родился в Ельце в патриархальной семье. Отец его был служащим чайной фирмы, мать вела домашнее хозяйство. Большое влияние на детей, Николая и его сестру Варвару, оказала бабушка – ис- полнительница народных песен, сказительница. В 1886-м отца перевели в Томск. Гимназисты Николай и Варвара Массали- тиновы принимали участие в любительских спектаклях, про- ходивших в городской библиотеке. После окончания гимназии Массалитинов поступал на медицинский факультет Томского университета, затем в Технологический институт, но за участие в студенческих демонстрациях был исключён из вузов и лишён права жительства в Томске. По совету сестры, к тому времени актрисы Малого театра, он переехал в Москву и в 1904-м был принят в театральное училище. В 1907 году К.С. Станис- лавский и В.И. Немирович-Данченко пригласили молодого актёра в Художественный театр (МХТ). Работая там с 1907 по 1922 год, Николай Массалитинов сыграл более тридцати крупных ролей. К.С. Станиславский относил его к актёрам мирового масштаба. В 1913 году Н.О. Массалитинов был одним из руководителей частной школы драматического искусства, послужившей затем основанием второй студии МХТ. Актёры студии много гастролировали по европейским странам. После болгарских гастролей в 1924 году Николай Осипович обосновался в Болгарии. Он служил там режиссёром Софийского Народного театра и одновременно продолжал выступать на сцене. Уже первые спектакли режиссёра из России вызвали бурную реакцию прессы и вос- торг зрителей. В болгарский театр Массалитинов привнёс основы системы Станиславского. Он ставил спектакли по пьесам русских и европейских драматургов, но главной его заботой было создание национального репертуара. Основанная им в 1926 году школа при Народном театре положила начало систематическому театральному образованию в Болгарии. В 1948-м она превратилась в институт, профессором которого Н.О. Массалитинов работал многие годы. В 1948-м он был удостоен звания народного артиста Болгарии. Умер 23 марта 1961 года в Софии. Его имя носит театр в Пловдиве. Семидесятилетие метафоры 1945 год. Считается, что термин «железный занавес» появился после Второй мировой войны и придумал его в 1946-м Уинстон Черчилль. Но это не так. В еженедельнике Das Reich от 25 февраля 1945 года немецкий министр пропаганды Йозеф Геббельс предрёк, что в случае капитуляции Германии Советский Союз займёт большую часть Восточной Европы, где опустится «железный занавес». Черчилль, без сомнения, читал эту статью и использовал понравившийся термин. Но автор метафоры не Геббельс. Понятие идёт из театра – это защитный от огня занавес, который опускался за основным, когда представление заканчи- валось. Ещё в 1918-м русский писатель и философ Василий Розанов в книге «Апокалипсис нашего времени» писал: «С грохотом, треском и скрипом на российскую историю опускается железный занавес. Представление окончено». 24 февраля (вт.) – Неделя о мытаре и фарисее. С сегодняшнего дня начинается подготовительный период к Великому посту, как раз с нынешней Недели (воскресенье) о мытаре и фарисее. В этой притче Господь го- ворит о важности искреннего покаяния и об- личает гордыню, что отображено в Евангелии от Луки: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться – один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, мо- лился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, гово- рил: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14)». Очень ярко написал об этом в своём «Слове в Неделю о мытаре и фарисее» святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Братья и сестры! Вам, без всякого сомнения, не может не нравиться представленный в нынешнем Евангелии пример смиренномудрия мытаря, так как он изображает нас, грешных, кающих- ся, а мы легко узнаём и любим свой образ, начертанный нам в Священном Писании; не может не нравиться особенно потому, что вы видели, как он помилован был Богом за своё смирение и хотя был великий грешник, пото- му что мытари вообще жили притеснениями и мздоимством, но сниде в дом свой оправ- дан (Лк. 18, 14). Постараемся же подражать этому примеру смиренномудрия. Никто, ко- нечно, не станет говорить, что он не грешный человек, которому незачем, подобно мытарю, сокрушаться о своих грехах, ударять себя в грудь и смиренно просить прощения: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18, 13)». 28 февраля (сб.) – Далматской иконы Божией Матери, одной из старейших икон России, которая названа именем монаха Далмата и находится в Успен- ском Далматском монастыре бывшей Пермской губернии. Этот монастырь основан в 1644 году Далматом, который, по сми- рению своему, удалился из Не- вьянского монастыря, где хотели возложить на него чин игумена. Далмат взял с собой только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети. Далмат, в миру Ди- митрий Иванович Мокринский, устроил там деревянную церковь и кельи. Узнав об этом, бывший хозяин этой земли Илигей, собрав родственников, отправился забрать свою землю у Далмата. Однако на пути к Далмату Илигей ночью увидел Пресвятую Богородицу в багряном сиянии, которая строго запретила ему причинять обиду Далмату и приказала уступить землю для устроения обители. Или- гей, придя к монаху Далмату, не только отдал землю, но и принёс ему дары для устроения монастыря. Случилось это в 1646 году. С тех пор эта чудотворная Успенская икона Божией Матери и называется Далматской, и празд- нуется сегодня, а также 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Составитель Игорь СОРОКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz