Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

35 общество И Д Е Я производства в России говорили и ве- ликий отечественный реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин, и автор НЭПа Владимир Ильич Ленин. Ни од- ному, ни другому не удалось реализо- вать свои планы. Как будет на этот раз, покажет время. Нас же интересовал не экономический вопрос, а культурно- политический. Помимо импортозаме- щения Владимир Борев вынашивает ещё одну мечту – тоже общероссийско- го масштаба. Но обо всём по порядку… Музыка души С Александром Жихаревым Владимир Борев знаком много лет. И по удиви- тельному стечению обстоятельств те- перь эту дружбу связывает ещё один факт – любовь к липецкому краю. Александр Иванович родился в селе Дубовое Чаплыгинского района, Вла- димир Борев обосновался в селе Мас- ловка Данковского района. Вышло, что земляки, и Борев уверен: на долгие годы. Теперь это его родина. – Александр Иванович Жихарев – уди- вительный человек, – рассказывает Владимир Юрьевич. – Несколько лет он работал на Всесоюзном заводе ВИЛС (Всесоюзный институт лёгких сплавов) и отливал там колокола. В восьмидесятые годы служил звонарём в Кремле, позже – в храме Христа Спа- сителя. Он великолепный музыкант, изучил множество инструментов. В 1988 году Александр Иванович нашёл форму, сопоставимую по звучанию с традиционными колоколами, и решил назвать её «Било иконное». Это пло- ские бронзовые и латунные доски, раз- личные по размеру и весу, издававшие удивительно красивые, ни на что не по- хожие звуки. Сегодня мастер конструи- рует целые звонницы из бил. Но у со- временного инструмента есть свой пре- док. Било родилось много веков назад. Это древнейший ударный самозвучный ин- струмент, известный на Руси и далеко за её пределами. Делали его из камня, дерева или металла. Звук било образу- ется от удара специальным молотком по поверхности инструмента. Через время колокола вытеснили биловые звонницы. А вот монахи Афонского монастыря не отказались от инстру- мента до сих пор. История била описана на сайте обще- ства церковных звонарей. «…Интерес- но, что первое упоминание об ударе- нии – как способе созыва к службе – от- носится вовсе не к масштабному город- скому богослужению. В житии Пахомия Великого, написанном в IV веке, в двух местах упоминается об «ударении» во что-то для собрания мо- нахов к утреннему богослужению и со- вместной трапезе. Не стоит полагать, что имеется в виду удар по какой-то специальной доске: время клепания в било (которое по-гречески называется «семантрон») ещё не пришло. Только к VI веке в житиях святых слово «ударе- ние» заменяется на словосочетание «ударение в древо», что указывает на появление семантрона или подобного инструмента. Использование семан- трона избавило от необходимости вы- зывать каждого монаха индивидуально из его кельи. Наиболее ранние упоми- нания об ударении в семантрон нахо- дятся в «Луге духовном» Иоанна Мос- ха, где он говорит о монастырских ус- ловиях Палестины конца шестого века. Он описывает «ударение в древо» как способ созыва к службе, а обязанность этого созыва была возложена на кано- нарха. Только к началу VII века круп- нейшие храмы в Леванте также переня- ли семантрон. Этот инструмент звучал при перенесении мощей мученицы Анастасии из Персии в Кесарию Пале- стинскую; когда шествие подходило к городу, верующие созывались в новый храм Непорочной Девы звуками «свя- щенного древа». На Русь семантрон привезли в конце десятого века. Тогда же был заимство- ван и весь строй византийского бого- служения. Инструмент назвали «било», а его металлический аналог – «клепа- ло». По некоторым источникам, в Ки- евской Руси просто не было нужных пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты. «Било иконное» – это плоская бронзовая или латунная доска, издающая звук, подобный колокольному Александр Иванович Жихарев выступает в Ярославском музее-заповеднике на XXI фестивале искусств «Преображение» bila.msk.ru Било на столбе в селе Довлетяково Било – древний ударный самозвучный инструмент www.funlib.ru wikipedia.ru № 51 (381), 14 – 20 декабря 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz