Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
24 экономика П Р О Е К Т «Кооперативные прорывы» в российской истории Основные этапы организации и формы кооперации Характеристика этапа и формы кооперации 1 прорыв: 1862–1917 годы Артель Простая форма кооперации. Основывалась на добровольной основе самими крестьянами и принудительно по инициативе помещика. Артель применялась для выполнения работ, которые требовали особо напряжённого труда, например в сельском хозяйстве для пахоты, уборки, посева, молотьбы хлеба. Потребительские кооперативы Разрушение крестьянской общины в ходе аграрной реформы П. А. Столыпина, дифференциация дворовых семейно- трудовых хозяйств и их ориентация на рынок способствовали выделению и развитию различных видов кооперативов: перерабатывающих, снабженческих, сбытовых. 2 прорыв: годы НЭПа Отделение сельскохозяйственной, промысловой и кредитной кооперации от потребительской Каждый вид кооперации получил независимость и право на создание самостоятельных систем. Возврат к демократическим принципам кооперации. 3 прорыв: вторая половина 1980-х — начало 90-х годов ХХ века Создание производственных кооперативов при предприятиях Деформирование социальных принципов кооперации: применение в кооперативах наёмного труда и ориентация деятельности кооперации на максимизацию прибыли и доходов. Нерешённый вопрос о собственности. Созданные кооперативы при предприятиях и сосредоточение властных полномочий в одних руках не давали возможности для осуществления деятельности кооперативных объединений на демократических принципах. 4 прорыв: конец 90-х годов ХХ века — настоящее время Появление новых видов кооперации Образование частного сектора экономики, чья деятельность распространилась на все сферы производства товаров, общественного питания, торгово-закупочной, строительной, медицинской и других. Появление межфирменной кооперации. низован на Галичьей горе напротив Вор- гольских скал и пользуется популярно- стью. Но можно пойти ещё дальше. Так, в Елец- ком районе, в деревне, где до недавнего времени даже сотовая связь не ловила, жи- вёт семейная пара, переехавшая из Мо- сквы. Они буквально за копейки купили несколько столетних заброшенных домов- развалюшек, привели их в божеский вид и стали развивать сельский туризм. Сейчас у них очередь – москвичи заранее брониру- ют места, чтобы приехать в выходные или на праздники и окунуться в деревенскую жизнь. Нечто подобное можно создать в любом селе. Даже выкупать ничего не надо – до- статочно выделить гостевую комнату в своём доме. Только нужно организовать достойный сервис да продумать какие-ни- будь развлечения, туристические маршру- тыи так далее или хотя бы устроить гостям рыбалку. – Даже если у вас нет собственных идей, мы готовы предложить несколько вариан- тов для создания кооператива. Главное – желание, а дальше мы подскажем и помо- жем, в том числе и материальными ресур- сами, которые предоставляются в рамках областных программ развития малого бизнеса и кооперации, – говорит Жанна Хайрединова. Проект развития молодёжной коопера- ции только стартовал, поэтому забегать вперёд и делать какие-то прогнозы пре- ждевременно. Но около восьми лет назад та же самая команда инициативных ребят пришла к Олегу Королёву и предложила развивать молодёжный бизнес, и у них всё получилось. А сегодня молодёжное пред- принимательство по «липецкой техноло- гии» развивается более чем в шестидесяти регионах России, став фактически феде- ральной программой, которая поддержи- вается Министерством экономического развития. . Игорь ПЛАХИН № 48 (378), 23 – 29 ноября 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz