Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

35 общество О Б РА З О В А Н И Е добных роботов – задача обыденная. А для детей – это как раз то, что нужно: им это интересно и понятно. Но нам, неискушённым в делах робото- технике, и самый простой робот кажет- ся «гостем из будущего». Сам Денис Александрович подобные «обыден- ные» задачи решает каждый день. Он строит свой дом, а параллельно вместе с сыном Алексеем создаёт «домашних» роботов, или «Умный дом». Он уже за- программировал систему отопления. Утром, когда все уходят на работу и в школу, срабатывают датчики, и трубы начинают остывать до 12 градусов. Ближе к вечеру тепло подаётся интен- сивней, и к приходу хозяев в доме уже тепло и уютно. Итог – реальная эконо- мия. От Лего к Ардуидо Всех роботов, созданных не на деталях Лего, а на микропроцессорах, – созда- тели умных машин называют «настоя- щими». Технически их сделать сложнее – например, чтобы подсоединить про- вода, нужно поработать паяльником. Но самое главное – меняется язык про- граммирования. – Младшая группа моих подопечных – это дети девяти-десяти лет. Сначала мы подробно изучаем Лего, спортив- ную робототехнику, много играем и соревнуемся, – рассказывает Денис Коробейников. – С четырнадцати– шестнадцатилетними ребятами Лего проходим буквально за три месяца, потом «налегаем» на физику и мате- матику, занимаемся программирова- нием на платформе EV-3 и выходим на более высокий уровень – создание роботов на основе Arduino. Это – платформа, подобная Linux в опера- ционных системах. С помощью Arduino можно строить простые системы автоматики и робото- техники. Программная часть платфор- мы состоит из оболочки IDE для напи- сания программ, их компиляции и не- посредственно программирования ро- ботов. – Конструкции для роботов на Arduino ребята создают в компьютер- ной программе и потом печатают на 3D-принтере, – говорит педагог. – Вме- сто бумаги в нём используется леска определённого цвета. Она разогревает- ся до 200 градусов, потом очень тонки- ми слоями – 0,1 миллиметра – ложится слой за слоем, и получаются простран- ственные конструкции. На них можно крепить реальные процессоры. Такие роботы – более быстрые и точные. Они разговаривают! В кино роботы разговаривают на зна- комом нам языке. Но, оказывается, они могут «шифроваться» – создавать свою систему познания мира. – ВАвстралии молодые робототехники научили роботов изо- бретать свой язык (я сейчас хочу своим ре- бятам такую задачу по- ставить), – говорит Де- нис Александрович. – Как это возможно? – недоумеваю я. – Очень просто. Загру- жаем в каждого робота определённые слоги, оснащаем системой датчиков. Робот по алгоритму начинает исследовать поме- щение. Находя какой-либо предмет, он его осматривает с помощью датчиков, определяет цвет, запах, размер и другие параметры и даёт ему имя – из тех сло- гов, которые в него заложили. Соответ- ственно передаёт это слово своему кол- леге. И через два-три месяца роботы начинают разговаривать. И это уже не фантастика, а нормальные вещи. На- пример, решили все страны мира вме- сте осваивать Марс. Каждый из иссле- дователей говорит на своём языке. Но все создают своих роботов, закладывая одни и те же слоги, понятные всем. По- пав наМарс, роботы должны самоорга- низоваться, найти собственные языко- вую и символьную системы, дать на- звания найденным объектам. А на Зем- ле эти названия расшифровывают. Это перспективная тематика, и не настоль- ко фантастичная, как может показаться человеку неискушённому. Роботы предсказывают будущее Если ребёнок увлёкся робототехникой, он никогда не расстанется с этой нау- кой. И даже, выбрав другую профес- сию, будет использовать в жизни полу- ченные знания. Ведь, овладев ими, можно делать много полезного. Напри- мер, создавать альтернативные источ- ники энергии, конструировать для сво- их детей радиоуправляемые муль- ти- или квадрокоптеры (это гораздо де- шевле, чем готовые модели). А кому-то из ребят робототехника по- могает определиться с будущей про- фессией. Для первого выпускника Де- ниса Александровича Коробейникова Вахтанга Шенгелия всё закончилось инженерной должностью на НЛМК. В своё время, будучи ещё студентом Ли- пецкого политехнического техникума, где преподаёт спецдисциплины Денис Александрович, он сделал робота, ко- торый действовал по принципу сорти- ровочного конвейера. Свою модель ВахтангШенгелия представил на фору- ме «Шаг в будущее» в прошлом году. На региональном этапе в Липецке он за- нял второе место. Ана этапе всероссий- ском, который проходил в Московском государственном техническом универ- ситете имени Баумана, – третье. – Несмотря на то, что у Вахтанга Шен- гелия нет высшего технического обра- зования, Новолипецкий металлургиче- ский комбинат, увидев его работы, при- нял молодого специалиста на долж- но с ть инженер а контрольно - измерительных приборов и автомати- зации, – делится наставник Денис Ко- робейников. Лиза Малахова, Денис Воржев и Алек- сандр Щеглов, которые занимаются в студии Дениса Александровича, тоже хотят стать инженерами: программи- стами, электриками, робототехника- ми. Лиза в день нашего визита в Центр творчества принесла своего первого робота на Ардуино. – Мой папа увлекается физикой, и я – тоже. Поэтому мне всегда было инте- ресно общаться с мальчишками – они ближе к технике, – рассказывает Лиза Малахова, ученица 7 класса первой гимназии. – Я уже освоила роботов Лего, теперь хочу двигаться дальше – создавать настоящих. А после школы мечтаю поступить в Московский физи- ко-технический университет, чтобы стать физиком-программистом или ро- бототехником. Денис Воржев и Саша Щеглов учатся в физико-математическом девятом клас- се 64-й гимназии. Они в «Робототехни- ке» – с первых дней образования твор- ческого объединения. Ребята не раз за- нимали призовые места в различных Денис КОРОБЕЙНИКОВ: 23 декабря нас приглашают в Ижевск на региональный фестиваль «РобоФэст». Затем у нас в городе пройдёт «КреативитиЛаб», который ежегодно организует школа «Стратегия». А в апреле наш центр проводит чемпионат области по робототехнике № 47 (377), 16 – 22 ноября 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz