Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

33 общество О Б РА З О В А Н И Е бот? Едет по команде на нужный этаж. Банкомат – ещё тот робот! Деньги по- считает, выдаст, сколько попросили, ну а если что не так, может и «характер» проявить, например, карточку «про- глотить»… Сумаисты, исследователи и захватчики банок Когда мы с фотокорреспондентом еха- ли в студию к Денису Александровичу Коробейникову, были уверены: тамнас ждёт Вертер. Но его не оказалось. На большом столе посреди комнаты стоя- ли небольшие конструкции на колёсах, похожие на машины из будущего, при этом сильно напоминающие леговские игрушки. – Так это и есть Лего, – ответил на моё сравнение робототехник. – Своих пер- вых роботов ребята создают из деталей известного конструктора. Главная из них – компьютер, или, как мы его назы- ваем, «кирпич». Дальше – двигатели, «глазки» – всевозможные датчики – инфракрасные или ультразвуковые, и гироскопы. «Глазки» могут различать белый и чёрный цвета либо внешнее освещение от нуля до ста. А гироскоп реагирует на изменение углов ориента- ции тела, на котором он установлен, от- носительно инерциальной системы от- счёта. С его помощью робот узнаёт, на какой угол повернулся или следует по- вернуться. Простейший пример гиро- скопа – это обычная юла-волчок. Лего хорош тем, что ребёнок на началь- ном периоде обучения не отвлекается на достаточно сложные работы по соз- данию какой-то механической кон- струкции. Но при этом понимает, что такое двигатели, датчики, и учится про- граммировать. Лего – переходный мо- мент от самых простых роботов к более сложным. Исоответственно, от просто- го блочного программирования к бо- лее серьёзному – почти настоящему. Собрать робота из готовых деталей Лего не так-то сложно. Но после этого начинается главная работа юного ро- бототехника – создание компьютерной программы для «игрушки». Ведь толь- ко после программирования робот бу- дет выполнять определённые действия. Алгоритм (набор инструкций) может быть самым несложным. Можно, на- пример, дать роботу простую задачу – двигаться вперёд. А можно и послож- нее – выйти из лабиринта. – Выход из лабиринта – одна из обяза- тельных соревновательных дисциплин в спортивной робототехнике, – расска- зывает Денис Александрович. – Побе- дит робот или нет – зависит от напи- санной для него программы. Алгорит- мы могут быть разной сложности. На- пример, когда у робота есть только один вариант действия – следить за по- воротами, либо держаться только ле- вой, либо только правой стороны. Здесь всё просто: сколько ни двигайся вдоль стены, выход всё равно найдётся. Робот может заехать в тупик, но есть алгоритмы, которые учат его выбирать правильный путь. Есть программы сложные, математические, например, построенные на основе теории графов, здесь речь идёт о создании множеств. С таким заданием справляются дети по- старше. Другая базовая номинация спортивной робототехники – борьба сумо. Для со- ревнований ребята создают роботов- сумаистов. Нет, внешне на представи- телей известной японской борьбы они никак не похожи. Но их «внутренний мир» настолько напичкан разнообраз- Собрать робота из готовых деталей Лего не так-то сложно. Но после этого начинается главная работа юного робототехника – создание компьютерной программы для «игрушки». Ведь только после программирования робот будет выполнять определённые действия № 47 (377), 16 – 22 ноября 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz