Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

38 культура М А Э С Т Р О год, до Рождества я должен ещё мини- мум пятьдесят раз выйти на сцену. На следующий день после липецкого кон- церта мы с Валерием Гергиевым высту- паем в Мюнхене, а за два дня до приезда к вам играл в Стокгольме. Можно уста- вать от перелётов, от недосыпа, от сме- ны часовых поясов, но от концерта – ни- когда! Я обожаю выходить на сцену! Знаете, я всегда помню, как в шесть лет шёл в Иркутске на первый свой концерт и держал маму за руку. Я был самым счастливым человеком на свете, прыгал от радости и понимал, что мир принад- лежит только мне… Мне уже сорок, но когда ловлю себя на мысли, что вдохно- вение и радость меня переполняют, обя- зательно снова беру маму за руку, чтобы опять зафиксировать в памяти и сердце это незабываемое великое мгновение. Самое счастливое время дня для меня – предвкушение от выхода на сцену. И пе- ред липецким концертом у меня абсо- лютно такие же ощущения. Я рад снова вернуться в Липецк… 9 ноября Официальный сайт пианиста Блог №78. Из Липецка Сумасшествие продолжается, пишу вам с федеральной трассы «Дон», до Липецка осталось 240 километров. И хочу вам сказать, что качество трас- сы настолько прекрасное, что кажет- ся, что едешь в центре Европы по не- мецкому автобану. Спасибо тем, кто занимался её строительством. А всем, кто до сих пор боится ездить по России из-за плохих дорог – всё меня- ется к лучшему, поверьте. Каждый день новые истории, новая сцена, новая публика, новые лица… П рограмма липецкого концерта Де- ниса Мацуева состояла из двух от- делений и нескольких «бисов». В первой – сольной – части звучали «Вре- мена года» Петра Ильича Чайковского, во второй – совместной с липецким симфоническим оркестром под управ- лением Вячеслава Игоревича Булахова – сложнейший, новый для пианиста «Концерт№2» Сергея Сергеевича Про- кофьева. – Есть ли композиторы, за произведения которых вы по каким-то причинам не бе- рётесь? – Таких немало. Репертуар у пианиста огромен, но никогда и ни один исполни- тель не сыграет всё написанное для фор- тепиано. Для меня важен контакт с про- изведением, если нет любвимежду мной и музыкой, я никогда её не вынесу на сцену, выучу и отложу до лучших вре- мён. Но бывает, что произведение про- сто ждёт, когда ты достигнешь опреде- лённого возраста, наберёшься нужного жизненного опыта. Как это было со вто- рым концертом Прокофьева, который я представил липецкой публике. Я эту ге- ниальную музыку давно знал, но, не- смотря на многолетние уговоры Вале- рия Абисаловича Гергиева, утверждав- шего, что концерт буквально для меня написан, всё оттягивал время. А потом всё случилось! Это как за девушкой уха- живать: ты подбираешься к её сердцу очень осторожно, и только когда возни- кает обоюдный контакт, вспыхивает большое чувство… Жалко, с Шопеном у меня практически нет никакого контак- та. Но я выжидаю, надеюсь, что созрею до любовного романа с его музыкой – у меня каждый год случаются такие вне- запные увлечения… Но, помимо моих отношений с музыкой, мне очень важен контакт с публикой – я трепетно отно- шусь и к роману с ней. – Какая она – публика классического ис- полнителя? –Я выступаюне только в России, но и по всему миру. Заграничная публика – это в основном седые головы. В Россииже по- ловина зала – молодые люди. Недавно завершился мой большой сибирский тур – я побывал в Красноярске, Томске, Кемерово, Новосибирске и видел, что огромное число молодых лиц понима- ют, о чём я играю. Это меня просто по- разило! А ведь не все зрители – музы- канты. К слову, точно также любят клас- сическую музыку и в Китае. У нас все филармонические залы переполнены. И мы постоянно пополняем ряды моло- дых музыкантов, ищем новые имена. В следующий раз, обещаю, приедем в Ли- пецк с командой фонда, ведущие про- фессора Московской консерватории проведут мастер-классы, по итогам ко- торых мы определим новых стипендиа- тов фонда «Новые имена». – Три года назад вы возглавили Обще- ственный совет при Министерстве куль- туры Российской Федерации. Какие во- просы обсуждаете сегодня? – У нас уйма проблем, начиная с финан- сирования культуры и заканчивая зар- платами педагогам. Учителя музыки, музейщики, библиотекари – вот для меня герои нашего времени. Как они выжили, когда государство от них прак- тически отвернулось – не понятно. По- этому сегодня нам как воздух нужен за- кон о меценатстве. В Америке нет ни од- ного государственного симфонического оркестра – они существуют только на спонсорские деньги. Имя каждого, кто дал хотя бы доллар, указано в буклете. В Цинциннате, например, прекрасный ор- кестр спасла от смерти правнучка осно- вателя компании «Проктер энд Гэмбл» (The Procter &Gamble). Ей тогда было за сто лет, она пожертвовала 120 миллио- нов, причём расписала, на что потратить каждый доллар… – Быть знаменитым некрасиво? – Если занятия на рояле нужны только для того, чтобы стать известным, то это неправильная цель. Главное – научить- ся хорошо играть настоящую музыку. В нашей профессии нет гарантии успеха. Популярность и известность может стать следствием долгого и упорного труда… А может и не стать. Большие личности и таланты в музыке – это штучные истории. Но само по себе му- зыкальное образование никому ещё в жизни не мешало. Раньше были хоро- С Липецким симфоническим оркестром под управлением Вячеслава Булахова у Дениса Мацуева была всего одна репетиция. Пианист остался доволен работой липецких музыкантов, с которыми они сыграли «Концерт № 2» Сергея Прокофьева № 46 (376), 9 – 15 ноября 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz