Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
22 К Р У Ж Е В Н О Й П Р О М Ы С Е Л экономика Ч итаю проникновенные стро- ки моего коллеги – журна- листа и поэта Николая Баду- лина – и горжусь, что имен- но Ельцу, не самому крупно- му провинциальному городу России, выпала такая судьба и такая честь: про- должать зародившийся полтысячи лет назад в Италии, затем популярный во Фландрии, Франции, Польше промы- сел кружевоплетения. В России первыми осваивали мастер- ство плетения кружев крепостные де- вушки, вывозившиеся своими барами за границу. От них это искусство быстро пошло расти вширь. В начале девятнад- цатого века в округе Ельца сотни чело- век занимались кружевами. Постепенно выработался особый елецкий стиль кру- жевоплетения с мягким контрастом мелкого узора и тонкого ажурного фона в виде решёток из квадратных ячеек. Отличавшиеся высоким уровнем испол- нения, отечественные кружева из-под Ельца на Международной выставке в Вене в 1873 году получили высокую оценку и стали широко вывозиться пе- рекупщиками за границу. Благополучно пережив периоды первой мировой и гражданской войн, НЭПа, создатели кружев, объединившиеся в артели, влились позже в плановую соци- алистическую экономику в качестве ко- операторов. С началом Великой Отече- ственной после временной оккупации районов кружевоплетения их работа на два года прекратилась. Но её возобно- вили снова после того, как в июне 1943 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о восстановле- нии и развитии кружевного производ- ства на комбинате художественных про- мыслов, позже реорганизованного в объединение «Елецкие кружева». В пору расцвета – в семидесятые – вось- мидесятые годы прошлого века – объе- динение насчитывало около шести ты- сяч кружевниц. Подавляющее боль- шинство их, как и при зарождении про- мысла, трудилось у себя на дому, а меньшая часть – в шестьсот – восемьсот человек – в цехах головного предприя- тия. Ежегодно выпускалось продукции ручного и машинного производства на десятки миллионов полновесных, пре- вышавших по официальной стоимости доллар рублей. Губительный удар девяностых Казалось бы, местному промыслу раз- виваться и развиваться, не постигни его губительный удар в начале девяностых: переход на рыночные отношения. Как известно, он был резким и губительным для всей отечественной экономики, по- терявшей государственную поддержку. Не стало исключением в этом плане и елецкое кружевное объединение, перед которым во всей неотвратимости встала необходимость вернуться к своему коо- перативному прошлому и самостоя- тельно планировать производство, ис- кать покупателей и готовить кадры. Созданное на его основе товарищество с ограниченной ответственностью, пре- образованное затем в закрытое акцио- нерное общество, и занялось этим. К сожалению, занялось с небольшим успехом, ибо с самого начала обнаружи- лось, что в руководстве общества нет никого, кто по-настоящему был бы го- тов к работе в новых условиях. За пять лет при двух уволившихся по собствен- ному желанию директорах численность кружевниц-надомниц сократилась на- половину, объём производства упал ка- тастрофически, зарплата не выплачива- лась месяцами. Дело фактически шло к банкротству. В этой ситуации возглавивший ЗАО Юрий Сосов, ранее недолгое время ру- ководивший администрацией города, а позже занимавшийся предпринима- тельством, вроде бы с основной задачей своей – не дать предприятию оконча- тельно свалиться в крутое пике – спра- вился. Но в конце сентября 2012 года по городу прошелестело: Юрий Сосов доброволь- но написал заявление об уходе с поста руководителя фирмы. Руководство фирмой перешло к двум её основным акционерам – бывшему ельчанину, а ныне москвичуЮриюПопову, человеку на родине достаточно известному, и его столичному партнёру по бизнесу Сер- гею Холоимову. Состоявшееся в октя- бре того же года собрание трудового Елецкие кружева – бренд древнего города. Продолжится ли славный промысел и кто сохранит народные традиции кружевоплетения? № 1 (331), 12 – 18 января 2015 г. Коклюшки, как гусли волшебные, Звенят и звенят без конца… Два века узоры отменные Повсюду волнуют сердца. Для них, вдохновеньем отмеченных, Как будто для добрых друзей, Нигде нет дорог засекреченных, Нигде нет закрытых дверей. Их знают в Европе и Азии: Будь выставка то иль музей, Звучат, как таланта признание И «браво», и «гут», и «о’кей». Волнуют сердца Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz