Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
36 культура Т Е А Т Р – Нет, Сергей Александрович. Слава Богу, наш театр ежегодно радует новинками, поэтому у вас точно есть о чём рассказать. Итак, 25 сентября вы порадовали зрите- лей очередной премьерой… – Да, мы открыли 95-й театральный се- зон классической пьесой Мольера «Тартюф». Сразу после двух премьер- ных показов «Тартюфа» труппа 27 сен- тября отправляется в Березники. В этом городке в Пермской области про- ходит международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское про- странство», учреждённый в память од- ного из крупнейших театральных дея- телей, актёра и режиссёра Олега Ефре- мова. Липецк везёт «Дядю Ваню»: у этой постановки довольно успешная судьба, поэтому мы вполне можем рас- считывать на признание. «ПостЕфре- мовское пространство» декларирует своей главной целью популяризацию и развитие традиций настоящего русско- го театра в провинции, столице и за ру- бежом. Фактически это творческий смотр лучших театральных спектаклей России и зарубежья, поставленных по отечественной драматургии. В нынеш- нем году в Березниках покажут своё ис- кусство восемь театральных коллекти- вов из Москвы, Нижнего Новгорода, Лысьвы, Челябинска, Березников иИз- раиля. У нас серьёзные конкуренты, но мы обещаем стараться! Помимо подготовки «Тартюфа» и ре- петиций перед поездкой в Березники пришлось серьёзно потрудиться и над вводами: коллектив покинула заслу- женная артистка России Елена Бори- совна Подрез, поэтому на её роли при- шлось подыскивать других исполни- тельниц. Также решили вернуться к не- которым старым спектаклям. Мы «воскресили» полюбившихся публике «Месье Амилькара» и «Смерть Ивана Ильича». Кстати, 16 октября «Ивану Ильичу» суждено открывать фести- валь «Липецкие театральные встречи». Хотя спектакль был выпущен пять лет назад, в конкурсной программе так и не успел поучаствовать, поэтому мы и вы- двигаем его на суд жюри. Из планов до декабря – поставить тра- диционную рождественскую историю для самых маленьких, а уже после но- вогодних праздников приступим к пье- се Жана Кокто «Трудные родители». Замечу, режиссёра мы пригласили сто- личного, так что работа обещает полу- читься увлекательной. До конца сезона липчане увидят ещё одну премьеру – комедию с забавным названием «Опе- ра мафиозо». Таким образом, в 95-м се- зоне академический театр взял развле- кательный курс. Возможно, позже зая- вим о кое-каких сюрпризах, но пока говорить о них рановато. Но об одном новшестве обязательно упомяну. Наш театр объявляет набор в детскую театральную студию. К нам на спектакли ходит огромное число детей, мы всё время говорим о воспитании зрителя и нового поколения артистов… Так вот, у нас слово с делом не расхо- дится: мы готовы пополнить наши ряды юными талантами! Формируем две группы: 7-8 и 9-10 лет. Претенден- ты обязаны пройти небольшое испыта- ние – творческое прослушивание и со- беседование. Потребуется выучить наизусть стихотворение и басню. Важ- ная информация: соискателей по пред- варительной записи мыждём уже 7 и 14 октября, так что времени на подготовку всё меньше. Успешные кандидаты нач- нут обучаться у ведущих артистов теа- тра по авторскимметодикам с 1 ноября. – Сергей Александрович, дети – наше бу- дущее, но с чем же связан такой крен в репертуарной политике? Обычно театр начинал сезон чем-то очень серьёзным и тяжеловесным. Да и комедиями, прямо скажем, вы нас все последние годы не баловали. А тут вдруг сразу несколько развлекательных вещей подряд. – Если говорить о «Тартюфе», то клас- сический мольеровский текст ни в коем случае нельзя рассматривать однобоко. Да, жанрово «Тартюф», безусловно, от- носится к комедии, но серьёзность тек- ста от того ничуть не меркнет. К тому же пьеса написана в стихах, что вызы- вает определённые сложности при ра- боте над её постановкой. Важен пере- вод – их множество, но мы воспользо- вались наиболее популярной версией Михаила Александровича Донского. Честно говоря, не припомню, что мы делали до того «взрослый» спектакль в стихах. Поэтому даже с точки зрения привнесения определённого разно- образия для зала и встряски актёрского состава – вариант подходящий. Всем известный сюжет, на первый взгляд, не предполагает особой вариа- тивности для режиссёра. Тем не менее Мольера ставят и продолжают биться над его интерпретацией. Речь идёт о природе самообмана, вечных челове- ческих иллюзий, желаний, заблужде- ний, страстей. Как приобрести бес- платный сыр и попасть в рай? Времена на самом деле одни и те же, проблемы сохранились. Лично я считаю так: у каждого из нас – тысяча масок, кото- рые мы натягиваем поочерёдно для ро- дителей, друзей, коллег по службе… Это не форма обмана, но способы поведе- ния личности в разных обстоятель- ствах. На сцену в эпоху Мольера выхо- дит беспринципный циник в своей дья- вольской красоте и мощи. Мне ситуа- ция сильно напоминает гоголевского «Ревизора». Очень узнаваемые коды и типажи. Когда мы репетировали, я за- метил артистам: во многом фабула строится не на сложных сюжетных хо- дах. У Мольера много «уроков»: урок жёнам, урок мужьям… Хочешь – учи, а хочешь – нет. Хочешь быть Тартюфом или Аргоном – выбор за тобой. Всё это актуально поныне. Так что в лёгкой ко- медии обнаруживается привязка и к на- стоящему моменту. – Глупо спорить с тем, что режиссёр Сер- гей Бобровский снискал всеобщее при- знание преимущественно как постанов- щик «Полковника-Птицы» и «Оркестра «Титаник». Вы, естественно, не обязаны следовать однажды избранной – пусть и успешной – стезёй. Но ведь такая драма- тургия – ваша стихия. Неужели столь же вольготно ощущаете себя наедине с мо- льеровскими персонажами?! – Я сам задаю себе подобный вопрос и совершенно чётко отвечаю: да, Мольер – другой. Но ведь я пытаюсь найти себя и в этомматериале! Только по результа- ту станет понятно – получилось или нет, готов я был или неособенно. С дру- гой стороны, хочется привлечь и све- № 39 (369), 21 – 27 сентября 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz