Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

48 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 15 сентября 17 сентября 16 сентября № 37 (367), 7 – 13 сентября 2015 г. Российские дни леса С 15 по 17 сентября в нашей стране отмечается один из самых масштабных экологических праздников – Российские дни леса. К этому времени традиционно приурочены массовые лесопосадки и природоохранные акции в защиту леса. Лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Именно поэтому каждого человека, чья деятельность связана с лесной отраслью (кстати, одной из важнейших в России с точки зрения экономики), можно считать, как бы громко это ни звучало, хранителем будущего. В России идея коллективной посадки лесов (в основном силами школьников) возникла в последнее десятилетие XIX века. Активистом в этом деле стал русский лесовод профессор Митрофан Кузьмич Туpский. В 1894 году по его инициативе управление народных училищ Юго-За- падного края издало циpкуляp «О посадке деревьев учениками народ- ных школ на принадлежащей училищам земле». Первый официальный праздник посадки леса в России прошёл в Харькове. Он был призван «внушить подрастающему поколению любовь к природе, к древонасаж- дению и вселить в него сознание важности охранения общественных и частных садов и парков». Большое внимание организаторы праздника уделяли тогда созданию эмоциональной атмосферы, рассчитывая на то, что «торжественно обставленный школьный праздник древона- саждения произведёт на детей должное впечатление и вызовет у них желание ежегодно участвовать в лесопосадках». Заповедные дали усманского ботаника К 120-летию со дня рождения Сергея Илличевского 1895 год. Учёный-ботаник Сергей Илличевский родился в Усмани. Семья вскоре переехала в Полтаву, где Сергей после окончания естественного отделения Полтавского института на- родного образования работал сотрудником Полтавского краеведческого музея, агрономом Полтавской сельскохозяйственной станции, ботаником в заповеднике Аскания-Нова. В 1937 году, будучи научным сотрудником Черноморского заповедника, учёный активно выступал против хозяйственного освоения целинной степи на Полтавщине. Рискуя быть обвинённым во «вредительстве социалистическому строительству», он добился в декабре 1938 года решения Полтавского облисполкома о подтверждении заповедного статуса трёх при- родных объектов области. После Великой Отечественной войны С.О. Илличевский работал старшим научным сотрудником Киевского ботанического сада АН УССР, обследовал целину, публиковал статьи о заповедниках, выступал с докладами на научных конференциях. С 1949 года – вновь в Аскании-Нова, с 1955 по 1959 год – в дендропарке Софиевка. Кандидат био- логических наук, автор свыше 80 научных работ, опубликованных на русском, украинском, немецком и английском языках профессор Сергей Олимпиевич Илличевский умер в 1960 (по другим данным в 1961 году) Профессор Митрофан Кузьмич Туpский По Указу императрицы 1778 год. По Указу Екатерины II село Слободское получило статус уездного города Рязанской губернии с официальным названием Раненбург, который стал административным центром Раненбургского уезда. А спустя два с по- ловиной года, в марте 1781 года, императрицей был официально утверждён и герб города: «В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского на- местничества,… Во 2-й части, в серебряном поле яблоннаго дерева ветви с плодами положены крестообразно, каковыми плодами сей город изобилует». 20 сентября (вс.) – Преподобного Мака- рия Оптинского (1860) Старец Макарий был учеником первого Оптинского старца Льва, а впоследствии наставни- ком великого Оптинского старца Амвросия – нашего липчанина, который буду- чи преподавателем Липец- кого духовного училища ушёл в монастырь Оптина пустынь, прибыв туда 8 октября 1839 года. Старец Макарий, будучи большим учёным, возглавлял в Оптиной пустыни группу учёных и литераторов-монахов и мирских лиц, которые переводили, обрабатывали и перекладывали на литературный язык пи- сания величайших авторов древности. Про- мысел Божий не оставлял Оптину пустынь без великих старцев, объединяла которых благодать и любовь Христова. Лицо Макария постоянно было светлым, сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближ- него подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Вот каким запомнили святого Макария его духовные чада: «Старец был огромного роста, с лицом... белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвы- чайно живой и подвижной. Память прекрас- на: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно. Зато был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на пись- менные вопросы прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное». Для читателей журнала «ИН» приведу статью преподобного Макария, старца Оптинского на тему «О скорбях и искушени- ях»: «Мы живём в юдоли плача, поэтому и приходится проводить время иногда скача, а иногда плача. Будем хоть утешать себя мыс- лью, что эта юдоль плачевная – временная. Всё промчится, всё промелькнёт, как тень, как эхо, и настанет вечность постоянная, неизменная, бесконечная и, даст Бог, для нас блаженная, светлая! Будем надеяться, что Господь, по беспредельному милосердию своему, не лишит нас этой милости. Бог не посылает нам искушения выше меры, разве только за гордость, за самомнение и за ро- пот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение обеспечат скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают их». Очень мудрые слова и мысли старца Мака- рия Оптинского! Автор-составитель Игорь СОРОКИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz