Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
45 культура В Ы С ТА В К А № 36 (366), 31 августа – 6 сентября 2015 г. ли друзья и бывшие сокурсники. В конце концов Май Петрович нашёл себя в дет- ской литературе. Здесь его талант забли- стал во всю мощь. За иллюстрации дет- ских произведений Митурич удостаи- вался наград международных фестива- лей и конкурсов. Его кисти принадлежат иллюстрации к такой классике, как «Та- раканище» и «Муха-цокотуха» Корнея Чуковского, рассказы Виталия Бианки, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэррол- ла, «Кошка, которая гуляет сама по себе» Киплинга, «Одиссея» Гомера, книги Маршака и Агнии Барто. Всего Май Ми- турич оформил почти сто книг! Думаю, что его манера, его душа были очень со- звучны детским текстам. Добросердеч- ный и светлый, этот художник обладал необычайной лёгкостью в манере изо- бражения. К тому же Май Петрович от- личался невероятной жаждой путеше- ствий, он стремился в самые отдалённые уголки. Север, Алтай, Сибирь, Тибет и даже Япония, где он работал по контрак- ту в общей сложности два года и снискал там признание и уважение. Так, тираж «Японских народных сказок» с иллю- страциямиМаяМитурича достиг ста ты- сяч экземпляров! А в 2005 году худож- ник стал кавалером ордена Восходяще- гоСолнца. «Ходит такоймиф, —говорил Митурич, — что в Японии меня оцени- ли потому, что я «японистый». Мол, им должно нравиться, что я тонкой кисточ- кой рисую. Ничего подобного. Там ко мне относились как к русскому худож- нику. А «японистых» японцев у них сво- их хватает». Речь, вероятно, шла о при- сущей художнику манере монохромного изображения чёрной краской на белом листе, в чем-то созвучные иероглифике. На нашей выставке представлена целая серия таких работ. В основном это пей- зажи, которые позволяют оценить на- блюдательность и точность касания ки- сти к бумаге, неповторимый язык масте- ра, его любовь и тягу к природе. Преданный «природник» Народный художник России, действи- тельный член Российской академии ху- дожеств, коллега и современник Миту- рича Илларион Владимирович Голицын как нельзя более точно описал взаимо- отношения мастера с живой натурой и его творческий метод. –Май ПетровичМитурич естественен и правдив в искусстве и жизни, – писал Илларион Голицын. –Спокойный внеш- не, неторопливый и вдумчивый, он яв- ный «природник». Его натурные акваре- ли – Япония, Греция – будто вылеплены из воздуха. Лепка воздухом. Свет запол- няет лист. Есть в них призыв к умозре- нию, спокойствию. Май Петрович-гра- фик делал иллюстрации «свободным жестом». Смелыми и точными мазками сделаны его многочисленные детские книжки, которые он с удовольствием, наверное, дарил знакомым деткам, в том числе и моим. Май Петрович-живопи- сец предан природе. Он пишет цветы, ветки деревьев, портреты, уминая про- странство холста, обогащая его тонкими переходами цвета. В этом он генетиче- ски связан со своеймамой, ВеройВлади- мировнойХлебниковой, сестрой поэта – она была тончайшим колористом. -Н а нашей экспозиции – большое количество натюрмортов, – за- мечает наш экскурсовод по вы- ставке Татьяна Нечаева. – Обратите внимание, насколько они лаконичны. Простые вещи – не есть банальность. Художник в каждой своей картине со- вершает открытие. Искреннее пережи- вание человека всегда ново. Когда Май Митурич пишет цветок картошки, от- крытие это – не только для него, но и для смотрящего на произведение. Кому при- дёт в голову посмотреть, как цветёт кар- тошка?! Разве что поэту Евгению Евту- шенко, которого я позволю себе проци- тировать: А больше всех – не понарошку люблю цветок простой картошки, как будто брата своего – за дух земной без карамели, за то, что сделать не сумели обман хотя бы из него... –Ни отец, ни мать, ни самМайПетрович никогда не сохраняли работ, которые считали неудачными, – подводит итог нашей прогулке по экспозиции Татьяна Ивановна. – Они попросту уничтожа- лись. Возьмите иллюстрации к детским книгам или «взрослые» пейзажи, натюр- морты – между ними прямая связь. Чёт- кая сформулированность цели, построе- ние композиции, замечательное владе- ние плоскостью листа при неограничен- ной свободе и летящей кисти – в эти работы просто невозможно не влюбить- ся. Столько в них доброты, свежести, свободы. Художественная династия по- сле смерти Мая Петровича Митурича- Хлебникова не оборвалась: дочь – вто- рая Вера Маевна Хлебникова со своим супругом, внучка Мария Сумнина и её муж – художники. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz