Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

44 культура В Ы С ТА В К А дения. Профессионализм, доведённый до степени абсолюта, являет в его кар- тинах ту форму, которая превышает ре- ализм. П ётр Митурич обладал жёстким бес- компромиссным характером. На- турой он славился достаточно не- уживчивой, легко терял друзей. Одно- временно с этим художник предъявлял к себе и окружающим высочайшие мо- ральные и духовные критерии. Напри- мер, Митурич-старший тесно общался с родоначальником конструктивизма Владимиром Евграфовичем Татлиным. Однако отношения их безнадёжно ис- портились после того, как Татлин офор- мил катафалк для Маяковского. Пётр Васильевич счёл этот поступок предательством Хлебникова. Дело в том, что Владимир Владимирович Мая- ковский обещал издать книгу Велимира Владимировича, но по каким-то причи- нам проект не состоялся. Митурич был убеждён: ответственность лежит цели- ком на Маяковском, и не простил ему этого. Таким образом, косвенно в неми- лость впал и Татлин. –Пётр Владимирович не шёл на контакт с официозными властями, он не прини- мал НЭПа и вообще достаточно брез- гливо относился к режиму в СССР, – рассуждает Татьяна Нечаева. – Идеалы, провозглашаемые чиновниками, шли вразрез с образом будущего, о котором мечтал Митурич и к которому стремил- ся Хлебников. Конечно, своеобразный взгляд на мироздание не мог не отра- зиться на воспитании сына. Душевная чистота, честность, отношение к твор- честву как к божеству – те качества, ко- торые пестовались в семье. Университеты неспокойных лет Родившись в семье художников, Маю было предопределено пойти по стопам родителей. И первым учителем для него был, конечно, отец. Вмемуарах одногоиз студентов Петра Митурича (он препода- вал во ВХУТЕМАСе) – Павла Захарова – мы обнаруживаем воспоминания о том, какПётрВасильевич впервые появился в аудитории. Увидев студентов, пишуших обнажённую натуру, наставник изрёк: «Мне не нравится, что выделаете. Выпи- шете, не имея в голове никакой цели. Ли- сты ваши замучены и не имеют никакого содержания». Мастер настаивал: рука – продолжение головы. И, прежде чем провести линию или сделать штрих, не- обходимо тщательно продумать каждое своё действие. «Но нас всегда учили пи- сать сердцем», – возражали ученики. «Вот когда ваша рука не подведёт сердце, тогда им и пишите, а пока набирайтесь навыка», – настаивал ПётрМитурич. – В работе, которую ты делаешь, должно быть напряжение, – излагает творче- ский принцип Петра Митурича искус- ствовед Татьяна Нечаева. – Напряжение тебя самого, твоей мысли. Этот же по- стулат стал основой в обучении соб- ственного ребёнка основам мастерства художника. Мальчик как губка впиты- вал наставления отца. Самым счастли- вым временем были для мальчика лет- ние каникулы, проводимые с родителя- ми за городом, на пленэрах. Школьное занудство интересовало его значительно меньше, чем живой мир: кролики, мухи, кузнечики, деревья, трава… Определён- но, здесь сказалась любовь к природе, передавшаяся от деда-натуралиста. Д етство оборвалось с началом вой- ны. Маю Митуричу было шестнад- цать, когда в первые дни Великой Отечественной он отправился в «Окна ТАСС» делать агитационные плакаты. Вскоре оказался на фронте – в бригаде художников. В ноябре 1942 года добро- вольцем вступил в ряды Красной Ар- мии, солдатом прошел всю войну. Был награждён орденомОтечественной вой- ны II степени, медалями «За боевые за- слуги» и «За взятие Берлина». В общей сложности Май Петрович провёл в ар- мии пять лет и восемь месяцев. Он был очень скромен, вспоминая свои фронто- вые годы: дескать, я – ни при чём, воева- ли другие, а я рисовал. Тем не менее сра- зу вслед за передовыми частями заня- тый город творческим приступом брали художники, наполняя его плакатами, транспарантами, портретами воена- чальников, поднимая дух измученных людей. После демобилизации Митурич поступает сразу в десятый класс вечер- ней школы и в Московский полиграфи- ческий институт, который оканчивает в 1953 году. Учиться было сложно, ноМай справился на «отлично». – Карьерный путь молодого талантли- вого художника не был устлан розовы- ми лепестками, – продолжает наша со- беседница. –Поначалу перебивался ред- кими заказами, искать которые помога- № 36 (366), 31 августа – 6 сентября 2015 г. В тему Из воспоминаний Петра Митурича З акутанная в белый пушистый платок, в чёрном пальто особого покроя, вошла ко мне Вера и суну- ла мне розу. Чудную живую розу. Я был взволно- ван до головокружения. Я долго не произносил слов приветствия, а потом уже было поздно. Извозчик, принёсший корзину, ждал тут же расчета: мы сели и забыли о нём. Ему, наверно, показалась странной такая молчаливая встреча друзей, такая сдержанная по жестам и такая волнующая обоих встреча. Он не подавал звука и терпеливо ожидал. Наконец, вспомнив о нём, отпустили его, удовлетворив. Я ждал к себе Веру давно и построил ей в своей обширной комнате холщовый шатёр, в котором была даже кровать, где-то раздобытая Н.О., так что это было вполне изолированное помещение, в котором без стеснения она могла устро- иться у своего друга, коллеги и товарища. Многими чертами она напоминала брата. Та же застенчивость, та же скупость речи, и никаких украшений не допускала. Абсолютная правдивость, постоян- ная тихая деятельность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz