Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
48 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 9 августа 10 августа Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота 1714 год. Впервые в отечественной истории русский флот под командованием Петра I одержал морскую победу над шведами у мыса Гангут. Морские силы русских на Балтийском море со- стояли из галерного и парусного флотов. Парусные корабли могли идти только под парусами. Галеры – как с помощью парусов, так и на вёслах. Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском по- бережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду. У западного берега Гангутского полуострова (фин- ское название — Ханко) русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав её от главных сил. Разгорелся ожесточённый бой. Командующий гребным флотом Ф. М. Апраксин отмечал: «Воистину нельзя описать мужества рос- сийских войск...». Было захвачено десять швед- ских кораблей. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победо- носные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Пётр I, произведённый в вице-адмира- лы, назвал победу у Гангута «второй Полтавой». Белый о линии жизни в Лебедяни 32-го 1932 год. В Лебедянь приезжал навестить и поддержать родственницу с 10 августа по 29 сентября писатель Андрей Белый (Борис Николае- вич Бугаев) с женой Клавдией Николаевной. В Лебедяни тогда жила родная сестра жены писателя – Елена Николаевна Кезельман. Перед приездом важного московского гостя Е. Н. Кезельман испытывала немалое волнение – боялась, что ему будет неуютно в не лучших бытовых условиях и в отрыве от литературного круга. Но Белый сразу же почувствовал сходство провинциальной Лебедяни с городом его юности, с Ефремовым, вблизи которого находилось бугаевское имение «Серебряный колодезь», и признал в Лебедяни «родные края», «родной» воздух, «родную» природу. О подробностях того летне-осеннего отдыха содержатся сведения в воспоминаниях, письмах. В мемуарах «Жизнь в Лебедяни летом 32-го года» Елена Николаевна вспоминала о прогулках с Андреем Белым: «На северо-востоке от Лебедяни лежит живописная слобода Стрельцы. Эти-то Стрельцы мы и избрали вначале местом своих прогулок. Слобода начиналась в 10 минутах ходьбы от нашего домика и с высокого берега Дона живописно сползала вниз, вплотную к реке. Домики – все в садах, а по самому берегу – широкая полоса молодого ивняка, которую Борис Никола- евич прозвал «бамбуковой рощей»… Во время прогулки Б. Н. шёл обычно несколько впереди нас. Привычка, оставшаяся с детства: убегать вперёд от матери и гувернантки. Вижу ясно его лёгкую, стремительную фигуру в чёрном широком пальто, чёрной же шляпе, с выбивающимися из-под полей лёгкими вьющимися волосами. Шёл легко, но не быстро, весь погружённый в созерцание расстилавшейся вокруг красоты… Порою он останавливался и голосом, полным глубокой благодарности, любви и строгого благоговения, произносил, как бы обращаясь к кому-то живому: «Природушка. Природушка-матушка» . «Лебедянские прогулки , – подытоживала Елена Николаевна, — встают в моей памяти как тихие сны золотые. Во время них я училась у Б. Н. “науке видеть”... училась слушать, что и как говорит расстилающийся перед глазами пейзаж. Он не поучал во время прогулок, он больше молчал. Но то, как он молчал, говорило громче и явственней слов» . Но гости уехали (29 сентября), и Елена Николаевна снова осталась одна: «лебедянское оди- ночество в этот вечер ощущалось неизмеримо острее, чем до их приезда». И именно в этот момент спасительными оказались уроки, полученные во время общения с Белым. Здесь, в Лебедяни, Андрей Белый «первые недели «дал себе отдых», во время которого на- писал для «Нового мира» статью о поэме Г. А. Санникова «В гостях у египтян»…». Его статья о поэме появилась в «Новом мире» в 1932 в № 11 под названием «Поэма о хлопке». № 32 (362), 3 – 9 августа 2015 г. Е. Н. Кезельман И. К. Айвазовский. «Сражение у мыса Гангут» 14 августа (пт.) – Происхож- дение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всеми- лостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Начало Успенского поста. Празднование нынешним днем (1 августа – по старому стилю) этих трех знаменательных со- бытий известно с древнейших времен. Так, праздник Происхождения (изнесения) был установлен в Константинополе – столице Византии в IX веке по причине болезней, часто бывавших там в августе. В греческом часослове 1897 года так объясняется про- исхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, по- лагали на святой трапезе в церкви Святой Софии Премудрости Божией. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Бого- родицы (15 августа), творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы – 27 августа (14 августа – по ст.ст.) – Крест Господень относили обратно в царскую сокровищницу. Таким образом, в течение двух недель люди, прикладываясь с верой к Животворящему Кресту Господню, получали исцеления от болезней. С тех пор в первый день этого праздника Крест Господень выносится из Алтаря на середину храма для поклонения верующим. В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Нынешним днем проводится также празд- нество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста Господня во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году, которых он со своим войском разбил «на голову» и обратил в бегство. Это первый из трех праздников Всемилости- вому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа – 6 по ст.ст.), а третий – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа – 16 по ст.ст.) и попразднество Успения Пре- святой Богородицы. Эти три праздника Спаса как бы связывают начинающийся сегодня Успенский пост, который продолжается 2 недели – до празд- ника Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня по традиции проводится малое освящение воды вместе с освящением мёда нового сбора и благословляется употребле- ние его в пищу, по-народному – Медовый Спас. Автор – составитель Игорь СОРОКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz