Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

43 гид И Н Т Е Р К О Н ТА К Т Красный свет для челноков За последние несколько месяцев при- шлось посетить Новую Зеландию, о ко- торой я уже рассказывала в «Итогах не- дели», а также Гонконг, Сингапур и Германию. Об этих странах можно ска- зать кратко: «без перемен». Везде пар- ки, кафе, супермаркеты заполнены от- дыхающими людьми и покупателями. Но вот пожили девять дней в пригра- ничном китайском городе Хэйхэ и были удивлены, как быстро опустели его улицы, рынки и супермаркеты. Мой муж – офтальмолог, и уже не пер- вый год делает операции и ведёт приём пациентов из города и ближайших ки- тайских деревень. Кстати, их количе- ство не снизилось. Зато челночников с привычными большими сумками из нашего Благовещенска и других при- амурских городков уже не встретишь. Знакомые китайские торговцы объяс- нили, что на значительное свёртывание приграничной торговли отрицательно повлияла девальвация рубля. Если раньше за один юань давали пять рублей, то сейчас китайская валюта по- дорожала вдвое. Первыми изменение курса почувство- вали именно коробейники из Подне- бесной. Они стали сворачивать свою торговлю на крупном благовещенском рынке, частью распродавать свои запа- сы, частью – увозить на родину. Разу- меется, падение торгового оборота не- благоприятно сказалось на уровне жиз- ни населения, как в Благовещенске, так и в Хэйхэ. Оба эти города развились во многом за счёт торговли и взаимовы- годных услуг, чему способствовал вве- дённый китайским правительством безвизовый режим для жителей рос- сийских приграничных территорий. В Благовещенске китайцы построили самую большую и современную гости- ницу, реконструировали торговый центр, трудились на стройках и работа- ли у фермеров. В Хэйхэ специально для русских розничных и оптовых покупа- телей возвели крупный торговый центр «Остров». Ещё недавно он был запол- нен товарами и покупателями. Доста- точно было пройтись по главной пеше- ходной улице города, так стремительно выросшего за счёт торговли с Россией, чтобы оценить уровень сотрудниче- ства. Все вывески на магазинах, кафе, парикмахерских, почте, аптеках и ме- дицинских центрах написаны на двух языках для удобства наших соотече- ственников. Хотя некоторые русские слова изрядно исковерканы. А главное, что разница в ценах была поразитель- ной. Я помню, как мы купили на том бе- регу реки полуавтоматические ворота для загородного дома. Вместе с достав- кой они обошлись тогда в смешную сумму – 17 тысяч рублей. По сравне- нию с 82 тысячами рублей, которые за- прашивали у нас местные мастера. Несколько лет назад было принято от- правляться в Хэйхэ, чтобы хорошо по- кушать в местных ресторанах, сходить в баню с массажем, обязательно сде- лать покупки. Даже некоторые пенсио- неры, продав свои квартиры в Благове- щенске, переезжали в Хэйхэ, где анало- гичное жильё и коммунальные услуги стоили втрое дешевле. А раз в месяц пе- реезжали через Амур за пенсией, по- скольку проезд на теплоходе летом туда и обратно стоил всего 350 рублей. А ки- тайцы ездили поиграть в казино, они – люди азартные, и на охоту. Но теперь перемены видны невоору- жённым глазом. Я зашла в торговый центр «Остров» и обнаружила полупу- стые торговые залы и прилавки. Люди ездят через Амур и сейчас, но поток, как торговцев, так и туристов, заметно убавился. Теплоходы ходят каждый час, но билет на них стоит уже 1550 руб- лей. Зимой туристов доставляет быстроходная «Пума» от таможни до ателей из России немного Реклама в павильоне харбинского пива Магазин с русской водкой № 30 (360), 20 – 26 июля 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz