Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

З б культура ► г о д Л И Т Е Р А Т У Р Ы ШТУЧНЫЙ ТОВАР - Зачем подвергаться паническим н а ­ строениям , - недоумевает наш очеред ­ ной эксперт - славный липецкий ху ­ д о жник-к о нцептуалист, знат о к и к олл екци о нер кни г Юрий Татья­ нин. - Книга погибла, исчезла профес ­ сия книжного иллюстратора, «всё про ­ пало, шеф, завтра гипс снимают»! На самом деле происходит расцвет книго ­ печатания и иллюстрации, которой те ­ перь абсолютно не страшны идеологи ­ ческие и цензурные препоны. - И ллю страция жила, живёт и будет жи ть , - убеждён Юрий Татьянин . - Хотя она и ушла из массового книгоиз ­ дательства, что легко объяснить : эк о ­ номически невыгодно. С другой сторо ­ ны, небольшими тираж ами издаются отдельные экземпляры , изобилующие качественным визуальным оф орм л е ­ нием . Н апример , есть зам ечательное издательство «Вита Нова» , специали ­ зирующееся на выпуске малотиражных кол л екци онны х и ллю с тр и р о в ан ны х книг классической и мемуарной лите ­ ратуры . Конечно, они стоят недёщево. За полтора десятка лет своего суще ­ с т в о в ан и я ими вы пущ ено п ор яд к а двухсот н аим енований . «Вита Нова» сотрудничает с ныне живущими худож ­ никами , истинными творцами , благо ­ даря которым каждый том становится настоящим произведением искусства. Вспомним имя Владимира Шинкарёва - основателя арт-движения «Митьки». В «Вита Нова» вьш ел шикарный фоли ­ ант его собственных произведений - литературных и художественных. Про ­ славившее автора сказание о «Максиме и Фёдоре» продавалось в комплекте с кожаной папкой с двумя оригинальны ­ ми литограф и ями внутри. Тот же ав ­ торский проект Петра Перевезенцева - подарочное издание Даниила Хармса «3 с ти х о т в о р ен и я » , н апи с анны е от руки на бумаге ручного литья и допол ­ ненны е офортом . Или Светлана Ф и ­ липпова , вышедшая из-под крыла л е ­ гендарного художника-мультиплика- тора Юрия Норштейна. Её таланту при ­ надлежит зам ечательное оформление подарочного и здани я платоновского «Чевенгура» . И ллю страции к роману Андрея Платонова выполнены в тради ­ ционной для анимации, но уникальной д л я кн иж н о й гр аф и ки п орош ковой технике. Всё это - штучные художни ­ ки, работающие со штучным материа ­ лом . О собн яком стои т детская книга - её представить без иллюстраций действи ­ тел ьно нево зм ож но . Однако в наш век тр а ­ диции иллю стр ации д етской ли т ер атуры претерпели сильн ей ­ шие и зм енения и т я ­ готею т к «мультяш - ной» , «диснеевской» стилистике , во м н о ­ гом перем естившись в область компьютер ­ ного дизайна. Да, для современного р еб ён ­ ка, во зм ож но , такой изобразительный ряд смотрится понятнее и органичнее . Вовсе не очевидно, что класси ­ ка советской и л лю ­ страции пришлась бы по вкусу нашим р еб я ­ тишкам . Для старше ­ го поколения нет ничего лучше сюже ­ тов «Волшебника Изумрудного горо ­ да» или «Буратино» , воплощённых со ­ в е т с к и м к л а с с и к о м г е н и а л ь н ы м Леонидом Владимирским . Но, на мой взгляд , и сейчас найдутся творцы не хуже. Просто их меньше. Общую тенденцию справедливо будет оценить следующим образом : п р о и з ­ водство бумажных изданий нынче вле ­ тает в копеечку, так что дополнительно платить иллю страторам никто не хо ­ чет. Но зато если уж иллюстрациям н а ­ шлось место, то они, как правило , вы ­ полнены на высочайш ем п роф ессио ­ нальном уровне . Таким обр азом , над коли чеством в о зо б л а д а л о качество . Причём во времена Советского Союза интересно оформлялось от силы десять процентов от всего валового книжного продукта, остальные девяносто - такой же массовый б ан ал ьны й ширпотреб . Уместно будет провести пар алл ел ь с днём сегодняшним , когда пропорция осталась прежней с той лишь разницей, что больш ая часть книг - вообщ е без «картинок» . Что тогда было пару д е ­ сятков п рили чны х худож ников , что сейчас. Что тогда книголюбы и коллек ­ ционеры «охотились» за текстами с ил ­ лю стр аци ям и конкр етны х м астеров , что сейчас. Хотя качественно и л лю ­ стрированных книг в наши дни выхо ­ дит всё равно больше, ведь в Советском Союзе еле насчитывалась сотня и зд а ­ тельств, тогда как сейчас их чуть ли не пять тысяч . Просто тиражи стали м и ­ зерными , да и те оседают преимущ е ­ ственно в мегаполисах, и обыватель их попросту не видит на прилавках . - ИллюаРАция ЖИЛА, ЖИВЁТ и БУДЕТжить, - У БЕЖДЁН Ю ри й Т ат ьян и н В наши дни целая плеяда талантливых мастеров целенаправленно занимается оформлением книг. Причём совершен ­ но не имеет значения , в какой технике работает иллю стратор . Если он и зн а ­ чально талантливый художник - ничто ему не помешает, скорее - только по ­ может в реали зации задачи . Не имею ничего против компьютерной графики - зачастую она отлично интегрируется в традиционные техники . Более того, оформилось новое направ ­ ление - книга художника, когда созда ­ ют, иллюстрируют и выпускают книги одни и те же люди. Да, тиражи штуч ­ ные, но тем не менее! Я и сам преуспел в данном отношении: «спродюсировал» к своему 44 -летию авторское издание «Йозеф Бойс и зайцы» . Тираж состав ­ ляет символические 44 экземпляра . В книге на 44 страницах - полтора десят ­ ка рассказов и столько же иллю стр а ­ ций, выполненных мною собственно ­ ручно ц ветными карандаш ам и . Каж ­ дый рисунок уникален , так как не по вторяется. Да и сшивал каждую книгу я бечёвкой сам, приклеил на каждую ку­ сочек войлока на память . Е И л л ю с т р а ц и я н а б у м а ж н о й С ТРАН ИЦЕ и ли НА ЭКРАН Е АЙПЭДА? ели Юрий Татьянин выступает при ­ верженцем то тального самиздата, то н аш а сл едующ ая г ер о и н я из С анкт-П етербурга пошла дальше. Она написала и нарисовала свою дебютную книгу и отнесла м акет в типографию . На дорогостоящем профессиональном оборудовании был отпечатан н еболь ­ шой ти р аж . К н астоящ ем у моменту к у л ьт у р а год л и т е р а т у р ы 37 С о фья М и ро ед о ва у верен а , что с вязь к н и г и и ИЛЛЮаРАЦИИ НИКОГДА НЕБУДЕТНАРУШЕНА № 29 (359), 13 - 19 июля 2015 г. С бо рн и к рас с к азо в С о фьи М иро едо во й «Что я помню о ТЕБЕ» САВТОРСКИМИ РИСУНКАМИ практически полностью распроданный сборник рассказов С офь и Мир о ед о ­ в ой «Что я помню о тебе» содержит двадцать восемь новелл, включающих в себя р а зли чны е истории из нашей повседневной жизни. Здесь раскры ва ­ ются р а зли чны е грани любви : между мужчиной и женщиной, детьми и роди ­ телями , зн акомым и и н езнаком цами вне зависимости от их статуса, возраста и ситуации. Эти рассказы не принадле ­ жат перу профессионального писателя и не претендуют на литературные л ав ­ ры, но написаны они с лю бовью , как будто художник тонкой кистью набро ­ сал э ски зы п олуп ро зр ачн ой а к в а р е ­ лью. Наверное, это и происходит отча ­ сти от того, что автор с детства не выпу ­ скал кисти из рук. И л лю с тр ац и я в моей книге - п олн оп р авн ая часть художе ­ ственного произведения, - де ­ лится и звестный санкт-петербургский график и просто красавица Софья М ироедова . - Когда р а б о т а еш ь над ав то р ским проектом , границы «важно ­ сти» той или иной составляю ­ щей размываются. Так, иллю ­ страции рисовались по п ро ­ и зведениям и в итоге стали составной частью рассказов. Этот сборник во многом авто ­ биографичен , и решение про ­ иллю стрировать его гр аф и ­ кой сф о рм и р о в ал о с ь е с т е ­ ственным образом , мне - ху ­ дожнику - даже не приходило в голову выпустить книгу без картинок. Задумываясь о функции и л ­ люстрации относительно тек ­ ста, нужно уяснить себе, кто её потенциальный читатель и задачи, которые решает кни ­ га. Во многом необходимость иллюстрации зависит как раз от харак ­ тера книги. Соответственно , если это проф ессиональная литература , могут понадобиться схемы для разъяснений; если детская — красочны е картинки для привлечения внимания юного чи ­ тателя. А художественная литература оформляется на усмотрение издателя, опять же в соответствии с содержанием книги и аудиторией. Например, книж ­ ная иллюстрация призвана переводить литературный язык на визуальный. По сути дела, те же цели преследует и жур ­ нальная, и рекламная графика , разница лишь в стилистиках и сюжетах. Что касается современных технологий книгопечатания и р азвития искусства иллю страции , то инструментарий ху- дожника -иллю стратора зам етно о б о ­ гащается - допустим , за счёт возмож ­ ности и сп о л ь зо в а т ь ком пью терную графику в дополнение к традиционным техникам , утвердившимся в книжной иллю страции . Сейчас у художников как никогда огромная палитра инстру ­ ментов для создания графики . Более того, современный иллюстратор никак не сможет обойтись без компьютера — подавляющ ее больш ин ство и зданий требует иллюстрации в цифровом виде. По моему мнению, предположение, что сегодня иллюстрация уходит из книги, не вполне справедливо. Уверена, связь книги и иллюстрации никогда не будет нарушена. Всегда есть море детской л и ­ тературы , которая попросту немы сли ­ ма и нежизнеспособна без картинок . Собственно, «взрослая» художествен ­ ная литература никогда особенно и не могла похвастаться изобилием графи ­ ки — вспомните даже классического Д остоевского . П одобная ли т ер атур а обращ ается к состоявшемуся в о о б р а ­ жению читателя, так что иллюстрации могут размыть этот эффект. Более того, даже с уходом текста в электронны й формат литература не избавится от ил ­ люстративного сопровождения. И ллю ­ страция не привязана к печатному ф ор ­ мату. Ей абсолютно все равно , где рас ­ полагаться: на бумажной странице или на экране айпэда. П одводя итог, дорогой читатель, мы можем заключить: взгляды на ил ­ люстрацию и её роль в книге могут разниться. Думается, что наши экспер ­ ты подбросили вам неплохую пищу для размыш лени я , где каждый волен д е ­ лать собственные суждения. С одной оговоркой; приоритет книги - неоспо ­ рим, а история книжной иллюстрации - важная часть общемирового культур ­ ного наследия. Возьмите любимый ста ­ рый том с полки, посетите выставку в Доме Мастера и убедитесь сами. • Р оман ХОМ УТСКИЙ, П а ве л ОСТРЯКОВ (фото) № 29 (359), 13 - 19 июля 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz