Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

34 культура ► год Л И Т Е Р А Т У Р Ы УХОДЯЩАЯ НАТУРА - Впервы е вы ставку В л адим и ра Ф а ­ ворского в Липецке удалось ор гани зо ­ вать в мае 1995 года, - вспоминает один _ _ ^ и з со а в то р о в в ы ­ ставки искусство ­ вед , заслуж енны й р аб о тн и к культу ­ ры Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Та ­ тьяна Нечаева. - Э т а э к с п о з и ц и я п о к а з а л а л и п е ц ­ к и м л ю б и т е л я м искусства гения, которого можно срав ­ нить с великим Дюрером . Творческий метод и уникальность техники гравю ­ ры В л адимира А ндреевича з а к лю ч а ­ лись в том , что он работал с и спользо ­ ванием самых твёрды х пород дерева . Сопротивление материала и сознатель ­ но создаваемые художником рамки з а ­ ставляли его, приступая к очередному и зображ ению , очень чётко ф орм ули ­ ровать и продумывать свой замы сел - вплоть до последнего резца. Как только нет сопротивлени я м атери ал а , форма распадается и видимая лёгкость приоб ­ ретает свойства пустоты . Кроме того, п р о ти в о д ей с т в и е в годы а к ти в н о го творчества Ф аворского носило ещё и идеологический характер . В условиях и деоло ги ч еской ц ен зуры художники умудрялись очень многое сказать, со з ­ давая многоуровневые слои подтекста. Такой своеобразны й эзопов я зы к п о ­ з в о л я л в о тн о си т е л ь н о н евинн ую с о ф и ц и о зн о й точ ки з р е н и я ф ак туру вложить максимум смысла. То же самое - писатели, поэты . Это во многом род ­ нило и сближ ало и зобра зительное ис ­ кусство и литературу , п о зво л я я им в симбиозе добиваться ещё более гр ан ­ дио зно го воздействия на умы . Внима ­ тельны й читатель мог увидеть между строк очень и очень многое. Сегодня , когда догмат идеологии низ- верж ен , о ковы рухнули , ф орм а - за редким исключением - утратила остро ­ ту и глубину. Это совпало с н ивели ро ­ ванием значения иллюстрации в книж ­ ном п р ои зв о д с тв е . Мы им еем дело , можно сказать , с уходящей натурой . В массе своей , кром е , пожалуй , м а ло ти ­ раж ны х специ альны х и зданий , и ллю ­ страци я покинула страницы книг. П о ­ в с ем е с т н о - к о м м е р ч е с к и й дик тат . Если писатель «раскручен», тираж ста ­ раю тся напечатать больще , а цену сде ­ л а т ь д о с т у п н е е . И с к лю ч и т е л ь н о в ущ ерб качеству . В полн е д о с т а то ч н о агрессивной , кричащ ей облож ки , наце ­ Т. Толаля. ИллюаРАЦия к с бо рн и к у аихов М ари н ы Ц вет аево й _______________________ ленной на привлечение покупателя. Но когда ты откры ваеш ь такой том , то не видишь ни профессиональной вёрстки, ни руки художника. С т ан о вл ени е и скусства оф о р м л е н и я книг исчисляется веками . Как правило , пред ставл яя себе книжную картинку , мы думаем прежде всего о графическом изображении . Так повелось в силу о со ­ бенностей кни гоп ечат ани я . Заставки , буквица, украш енны е поля , м ини а тю ­ ры - п р ер о г а ти в а рукопи сны х книг. Вначале темперой на коже писали м и ­ ниатю ры , с появлением бумаги удобнее стало резать по дереву. С началом эры книгопечатания многое из перечислен ­ ного, как дань традиции , сохранилось . С утверждением определённого печат ­ ного стандарта утвердилось несколько н аи бол е е ш и роко р а сп р о с тр ан ён ны х техник . Гравю ра на д ер еве , р е зц о в ая гравюра , офорты . Самое широкое р ас ­ п ро с тр ан ен и е п олучил а л и т о гр аф и я , которая позволяла делать огромное ко ­ л и ч е с тво о тп еч а тко в и им и ти р о в а т ь лю бой м атери ал . Ц ветн ая и л лю с т р а ­ ция п о я в и л а сь д о во л ь н о п о здн о - в двадцатом веке, когда изобрели способ полиграфического совмещ ения цветов. Вм ещ ательство художника в процесс становилось всё более осмысленным - с упором на передачу содерж ания тек ­ ста графическими средствами . С трем ­ ление перенести пластику я зы к а и звук слова в динамику и зображ ени я о б я зы ­ вало проявлять огромное тщ ание и о т ­ в е т с т в ен н о с т ь , со б лю д а т ь в ер н о с т ь сложивщемуся канону. К тому же спе ­ циализация требовал а от и ллю страто ­ ра специфических зн ан ий по истории л. С ав ел ь ева . «К убо к П у ш к и н а » к у л ь т у р а г о д л и т е р а т у р ы 35 Т.ТолаАя. ИллюаРАция к ро ман у В и к т о ра Г ю г о «С о бо р П ари ж с к о й Б о г о м а т е р и » костюма , причёски , интерьера. В наши дни повсеместно приходится с сож алением наблю д ать безвкусицу и кич, когда детская литература оформл> ется исключительно в стилистике ди( - неевских мультфильмов - с ужасным л цветовыми сочетаниями и отталкивай - щими образами . Вспомните те прекрас ­ ные эталоны советской книги для детей, которые были в буквальном смысле по ­ хожи на художественные альбомы . Это бы ло о гр ом н о е с ам о с то я т ел ьн о е н а ­ правление в искусстве. Книжной иллю ­ страцией издревле заним ались настоя ­ щие мастера своего дела. До чего здоро ­ во бы ли оф орм л ены сборники стихов Чуковского , Хармса , Барто , не говоря уж о русских н ародны х сказках! Как можно представи ть себе поэзию Лер ­ монтова в отрыве от мастерского вопло ­ щения его образов Врубе"''м?! № 29 (359 ), 13 - 19 июля 2015 г. В. Ш альне ^ .^ 1 лл к ) с т р ^ и я к ^ ьбо н у «Б ун и н с к ая Р о сс ия . Л и п ец к ий к рай » Е. М арц и ев с к и й . «Д ом Б рю с о в а » К ниги сегодня зам ен яю тся п о р т а ­ тивными электронными носителя ­ ми , а и л лю с т р а ц и я п о ти хон ь ку с т ан о в и т ся п р ер о г а ти в о й исследую ­ щих и хранящих её литературных музе ­ ев. От книги остаётся оголённый текст, з ан им аю щ ий всего н еск оль ко к и л о ­ б ай т в электронном эквиваленте . Это ведёт к вытеснению книги из быта лю ­ дей , постепенной зам ене её цифровой верси ей , где м еста д ля и ллю страции уже не н аход и т с я . Уходит больш ой пласт искусства, зам енить который о т ­ части способны лишь ф антазия и вооб ­ раж ение читателя. И л л ю с т р а ц и и - н е н у ж н ы ? Старший преподаватель кафедры все ­ общ ей и с т о р и и ЛГПУ, к ул ь туроло г Андрей Ломоно­ сов сч и т а е т , что со вр ем ен ны й л и ­ тер а ту рны й я зы к не нуждается в до ­ полнительной и л ­ лю стративной н а ­ грузке. - К ниж н ая и ллю ­ с т р а ц и я - у н и ­ к а л ь н а я со с т а в л яю щ а я евр оп ей ск ой ц и в и л и з а ц и и , одно вр ем енно э л и т а р ­ ная - как эли тарн о настоящ ее искус ­ ство и д ем о к р а ти ч н а я - как всё, что свя зан о с кни гой , - у точн я ет Андрей Л ом оносов . - Её велики е эпохи - в о ­ семнадцатый век , рубеж д евятнадцато ­ го и д вадц ато го - зад али очень вы со ­ кую п лан ку : Ш арл ь Э й зен , Д ани эл ь Х одовецкий , Обри Б ёрдслей , русские мирискусники . Но начиная с д евятн ад ­ цатого века происходил и другой п р о ­ цесс. Я назвал бы его об есц е ­ ниванием иллюстрации , кото ­ рая становится всё более «рас ­ с к а зы в а ю щ е й » , у т р а ч и в а я х у д о ж е с т в е н н ую с а м о ц е н ­ ность. В двадцатом и двадцать первом веках две эти тенд ен ­ ции сосуществуют. Возьмём советскую и россий ­ скую ситуацию: Васин, Майо- фис, Митурич , П еревезенцев , безусловно , элитарны е и ллю ­ страторы , но сотни их коллег принадлеж ат масскульту пол ­ ностью. То, что последняя уби ­ вает культуру книги, - общ еиз ­ вестно , но есть и другая п р о ­ блема. Как это ни парадоксально зву ­ чит , с о в р ем е н н о й х у д ож е с тв е н н о й литературе (я говорю о лучшем в ней) иллю страции не нужны . Скорее , они необходимы искусству, культурному самосознанию в целом. Вы представля ­ ете и ллю с тр ац ии к Прусту, Джойсу, Камю.? В то же с ам о е вр ем я и л лю с т р ац и и очень сильно воздействуют на о б р а з ­ ное мыш лени е чи тателя , берут его в плен - какой же Р обин зон Крузо без Г ран виля , Ш вейк без Й о зеф а Лады.? Но это - блестящие профессионалы , и их наперечёт . Притом легион посред ­ ственностей , иллю стрирующ их Ш ек ­ спира , С тендаля , Пуш кина , Д о сто ев ­ ского, Чехова .. . П рим ер - к арик атур ­ ны е по степени своей сл ащ аво сти и б еспом ощ ности и ллю с тр ац ии Глазу ­ нова к Достоевскому. Но будь они даже гениальны , они всё равно препятство ­ вали бы формированию образной к ар ­ тины прочитанного , н авя зы вая имен - А. П и с к а рё в а . «М. Е. С ал т ы к о в -Щ ед ри н » но своё представление . Здесь н еобхо ­ дим особый такт иллю стратора , остав- л я ю щ е г о п р о с т р а н с т в о д л я воображ ени я читателя , как худож ни ­ ка , ко торы й в о сп ри н им а е т ч и та тел я кни ги как соуч а с тни к а т в о р ч е с к о го процесса. Полагаю , «вы сокой» книж ной и л лю ­ страции уготовано всё больше п р евр а ­ щ а т ьс я в с а м о с т о я т е л ь н о е х у д ож е ­ ственное явление . И это н орм ально - ведь «от кутюр» тоже являе тся искус ­ с т в о м д л я и с к у с с т в а и не и м е е т прикладного смысла. Однако есть д е т ­ ская и научно -популярная литература , авторские издания прозы и поэзии , ко ­ торы е всегда будут нуж даться в г р а ­ мотном , проф ессион альн ом книжном ди зайн е , а зн ачи т - и в иллю страции , причём соответствующей текущему з а ­ просу цивилизации . Два этих уровня - элитарный и массовый - вполне могут сосуществовать, продуктивно м о тиви ­ руя развитие друг друга. № 29 (359), 13 - 19 июля 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz