Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
42 культура ГА С Т Р О Л Ь На прошлой неделе в Липецке и Ельце триумфально прошли гастроли знаменитого Московского художественного театра имени Чехова. Ангажемент обошёлся федеральной казне в несколько миллионов рублей, а вот билеты в кассах оказались неожиданно дешёвыми З ал Липецкого академического теа- тра драмы все четыре дня выступле- ний артистов МХТ предсказуемо был забит до отказа, и даже в проходах – приставные стулья. Действительно, такие титулованные театры, да ещё и со своими самыми актуальными постановка- ми – не частые гости у нас. Но ажиотаж подстегнули ещё и духоподъёмные анти- кризисные цены: соприкоснуться с боль- шим столичным театральным искусством можно было, заплатив за билет всего 300–500 рублей! Львиную часть расходов фестивальной программы «Большие гастроли», в рамках которой регион по- сетила прославленная московская труппа, взял на себя государственный бюджет. На реализацию проекта было выделено пять с половиной миллионов рублей, также ор- ганизационную и финансовую поддержку оказала и администрация Липецкой об- ласти. Артисты провели у нас шесть дней и показали три спектакля – каждый по два раза. – Спектакли отбирались отнюдь не по остаточному принципу, – уверяет актёр МХТ заслуженный артист России Игорь Зо- лотовицкий. – Напротив, на «Большие га- строли» отправились наши лучшие вещи. Не понимаю, предвзятого отношения не- которых столичных театров к российской глубинке. Я сам по рождению человек провинциальный. И всегда удивлялся, почему слово «провинция» носит нарица- тельный характер. Считаю, что ни в плане культуры, ни в плане традиций такое от- ношение в корне неверно. В Липецке мы в 151-й раз сыграли спектакль «Осада». А воспринимается так, будто мы давали премьеру. Словно говорим на злобу дня о том, что происходит сегодня. – Кстати, спектакль создан методом кол- лективной импровизации, – комментирует исполнитель роли Ветерана заслуженный артист России Сергей Угрюмов. – Для артиста – это настоящая роскошь. Актёр должен читать текст, придуманный автором. Напротив, язык коллективной импровизации не подразумевает заранее прописанных «партитур». Мало кто знает, но текста пьесы «Осада» фактически не существует. Есть только первая реплика и последняя реплика, а между ними – всё, что мы захотим. Конечно, мы соблюдаем некую условную канву истории. Но свою роль исполнитель придумывает себе сам. Из-за этого часто меняется продолжи- тельность, поэтому в программке время указано весьма условное. Я считаю, что Гришковец этим спектаклем открыл абсо- лютно новое направление в театре. – Женя Гришковец – удивительный драма- тург, и далеко не всем дано постичь секрет его творческой кухни, – подхватывает Игорь Золотовицкий. – Он в буквальном смысле наговаривает свои спектакли. Садится и объявляет: хочу, чтобы тема была такая-то. И актёрам предлагается сделать монологическое высказывание по поводу предложенного. Монолог может продолжаться сколь угодно долго, потом в процессе размышлений и обсуждений отбираем лучшие фрагменты, и из них как раз складывается «тело» пьесы. Такой способ существования на сцене интересен не только нам, но и зрителям, ведь они никогда не увидят два одина- ковых спектакля. Хороши и два других спектакля, которые мы привезли. «Он в Аргентине» – шедевр Людмилы Петру- шевской. Она – современный классик, её уже преподают в школе. «Пролётный гусь», который мы везём в Елец, – тонкое, щемящее повествование режиссёра Марины Брусникиной. Инсценировка основана на двух рассказах Виктора Аста- фьева – «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник». Постановка посвящена памяти писателя, и блистает она на сцене вот уже тринадцать лет. В 2004 году созда- тели «Пролётного гуся» были удостоены Государственной премии России. Вообще, я считаю, что переоценить значимость Астафьева для отечественной литературы невозможно. Мне кажется, зрителям Липецка и Ельца очень повезло увидеть именно эти постановки, я и сам их очень люблю. . Роман ХОМУТСКИЙ, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) МХТ – для всех и для каждого № 26 (356), 22 – 28 июня 2015 г. Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Я сам по рождению человек провинциальный. И всегда удивлялся, почему слово «провинция» носит нарицательный характер. Считаю, что ни в плане культуры, ни в плане традиций такое отношение в корне неверно Сергей УГРЮМОВ: Мало кто знает, но текста пьесы «Осада» фактически не существует. Есть только первая реплика и последняя реплика, а между ними – всё, что мы захотим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz