Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
40 о б щ е с т в о ►СУДЬБА ,;бщеСТВО С У Д Ь Б А 41 лентами, бахромой и бисером. Наряжались даже, если шли бельё на речку полоскать. А песни голосили - на всю дерев ню слыхать. Сейчас бы подумали: пьяные, что ли? И все эти песни знали: в одном доме затянули - в другом подхватили, так всё село и пело. До сих пор поёт их и Раиса Дмитриевна Панова. Поёт, когда хорошо на душе, и когда тяжело. Два её внука служат на гра нице - за них болит бабушкино сердце. Хорошо, вздыхает Раиса Дмитриевна, что сейчас в армию ид)т только на год - её прапрадед был в рекрутах целую четверть века. Поёт, когда скучает по внучке, когда жалеет сына Петю, уже взрослого мужчину Петра Вячеславовича Панова. Поёт, когда работает в огороде или ухаживает за птицами. Спела и нам... Порадовала. Дала нашим замученным лёгким гло ток свежего воздуха. Кстати, имя Раиса переводится как лёгкая. Легко, не жалуясь, несёт свой крест (быть может, тот, потерявшийся, от прадеда с фронта) бабушка Рая из села Головинщино, что в Лев-Толстовском районе. • Е вгения ИОНОВА, А лина ФУРСОВА, Д аша НИКУЛИНА, В ладимир КУЛИК (фото) С начала Р аиса Д митриевна показала нам , как выглядят перья на венке , затем надела венок и напоследок сплясала его предательство помнила. Она хотела родной душе пожа ловаться: осталась без мужа с тремя детьми, а брат от неё от казался. Второй брат бабушки - Николай, возможно, свою судьбу по лучил тоже в наказание за предательство. По русскому обы чаю старики-родители доживают век с младшим сыном. А Николай послушался тёщи, которая твердила: «Стариков не бери, они, что поганый горшок в доме». И ушёл со своей се мьёй в новый дом. А когда пришла советская власть - его и раскулачили. Хотя Демидовы кулаками не были, как говорит Раиса Дмитриевна. Братья и отец на троих держали ямщину (подобие артели, кооператива). На своих лошадях они и землю пахали, и почту доставляли, и людей возили. Всю се мью брата угнали в Раненбург, но после разбирательств от пустили обратно. За несколько дней, что дом простоял без хозяев, односельчане Демидовых разграбили его дочиста - даже лавок не оставили. Николай туда возвращаться не захо тел - подался сначала в соседнее Ново-Чемоданово, а потом осел в Гагарино. А дед Сергей Парамонович больше нигде жить и не пожелал - вошёл в пустой дом и умер там от тоски через двадцать дней... Этот самый дом, в котором обреталось не одно поколение Демидовых - более двадцати человек од ной многоветвистой семьи - и который разобрали в войну на кирпичи для дороги. - Всегда висят на стене фотографии отца и матери, - сквозь слёзы говорит Раиса Дмитриевна. - Мама фотографирова лась здесь, а папа прислал карточку сфронта. Местный фото граф их соединил, так маме и отдал. Аона на него накинулась - мол, чего это ты с моим мужиком чужую бабу посадил - он её подретушировал, серьги «вынул» из ушей, да бусы «снял», - уже смеётся баба Рая. - А рядом фотография пожилой мамы - такой папенька её никогда не видел, только если на том свете. ТАЙНЫ ДЕДОВСКОГО СУНДУКА Во тех лесах дремучих солдатушки идут. Солдатушки идут, в своих руках могучих носилочки несут. Носилочки несут, носилки непростые - изружъев сложены Изружьев сложены, а попоперёк - стальные меча положены. Меча положены. На них лежал сражённый сам Чуркин-молодой... Это была любимая песня Дмитрия Тихоновича Грачёва. Ча стенько он просил свою любимую Марию спеть её, с л у ш а т и плакал. Как будто чуяло его сердце - повторит он судьбу те- знакомого солдата Чуркина. Мы побывали в гостях у Раисы Дмитриевны вместе с вос питанниками экспедиционного лагеря, устроенного и- пецким ДДТ «Октябрьский». Девчонки как заворожённые слушали были и небь ли бабы Раи, с удовольствием её фотографировали. А на ю- следок она поделилась самым сокровенным, как оказа лось, сенсационным - достала свадебный венок из рась ра- шенных утиных перьев. Мы, естественно, бросились его примерять, так что фотографу Владимиру Ивановичу Ку лику, восседавшему на сундуке, сделанном руками деда Сергея, пришлось поработать на славу, чтобы каждук за печатлеть. Раиса Дмитриевна рассказала, что в селе была традиция: на второй день свадьбы невеста, а вернее, уже замужняя жена, украшала свою голову венком из перьев, который надевался на красный платок. А сзади ещё крепились раз ноцветные длинные ленты. - А чтобы было совсем красиво, - делится бабушка Раиса, - у висков ещё пришивали перья селезня - они крупнее и за вёрнуты больше. Должны были эти украшения доходить до самых глаз. А песню на свадьбе пели такую: Aj шА Ф урсова тоже примерила традиционный свадебный венок села Го овинщино Вооль поморю, вдоль по морю - морю синему. Пс синему, по Волнынскому. Плывёт стада, плывёт стада лебединое. Посреди стада лебёдушка белая. Она плывёт, она плывёт, всё не трёхнется... Запевала одна женщина, что несла на голове блюдо с кури цей. А потом уже подхватывали все бабы. Кончалась песня, женщина ставила блюдо на стол, отламывала курице голову и подавала невесте со словами: «Держись этой головушки». Ажениху доставалась гузка, с намёком, наверное. В старину мяса ели мало, вот и старались дать каждому, кто за столом сидел, хоть по маленькому кусочку. А вот тем девушкам, ко торые умели тонко прясть, доставалось на один кусок боль ше - вот как ценились тонкопряхи... Раньше жили бедно, но весело и красиво. На свадьбу могли подарить самуюдорогую нарядную одежду - коротыш - из белой шерсти, отделанную Р аиса Д митриевна П анова с « оранжевыми лисятами » Д ашей и Алиной № 26 (356), 22 - 28 июня 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz