Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
3 8 о б щ е с т в о ►СУДЬБА П устые глазницы окон сельской церкви во имя К осьмы и Д омиана 'общество СУДЬБА 39 Сквозь ВРЕМЯ и ЗАБВЕНИЕ СВЯТЫЕ ЛИКИ СМОТРЯТ НА ЛЮДЕЙ В ПОЛУРАЗРУШЕННОМ ХРАМЕ ______ - Бабушка три раза ходила к Гробу Господню в Иерусалим, - рассказывает Раиса Дмитриевна. - Уберут урожай на своей земле и отправляются во Святую землю, по суше - пешком, а по морю - на пароходе. У них одна баба - Китаева - так до Иерусалима и не добралась: заболела в пути, умерла прямо на пароходе, её в море за борт и выбросили... Их всегда в па ломничество пятнадцать женщин собиралось. Каждый год ходили в Киево-Печерскую лавру - две недели туда пешком, две - обратно. Была у бабушки и своя быль о местном храме Косьмы и До миана. Из исторических документов известно: церковь в Го- ловинщино раньше стояла деревянная, освящённая во имя Алексия, человека Божия. Да и село само с 1676 года имено валось Алексеевским, и было новоселейным (новым) селом святого Алексия - Митрополита Московского и всея Руси. После упокоения Алексия в числе тех, кто получил здесь зем ли, был некий Головин, из рода бояр московских, занимав- щих должности великокняжеских казначеев, а с XVII века - комнатных стольников. Так с 1865 года получило село новое название - Головинщино. В 1690 году построили здесь первую деревянную церковь, которая в 1740 году сгорела. На её месте поставили новую - и тоже деревянную. А в 1852-м приступили к возведению кир пичного храма, который спустя семь лет был освящён как Косьмодомиановский. Раиса Дмитриевна вспоминает, что в церкви было три пре стола - Косьмы и Домиана, человека Божия Алексия и Воз несения. - Рассказывают, что церковь всё-таки строили сорок лет. Потом ещё долго делали ограду. Бабущка говорила: чтобы оградка была красивой да больщой, работники даже отодви гали старый погост, выкапывали черепа и перезахоранивали их в других местах. А батющка Николай - тогдашний насто ятель - сон видел: умершие грозили ему бедствием за то, что их косточки потревожил. Так и случилось. Однажды е>ал мимо какой-то богач, его лошади понесли и напоролись на оградку. Асвященника за это - в тюрьму... После революции особо храм не разоряли - просто перестали в нём служит! А потом здесь был склад, хранили дуст и другие ядохимика ы. Колокольню же взорвали в войну - кирпич на дорогу был ly- жен, вот и погубили звонницу. Да и дом моего деда - бо ;ь- шой, что стоял возле церкви, тоже разломали - и всё на ту же дорогу. Саму Раису Дмитриевну крестили на третий день после р 'Ж- дения в церкви села Зенкино. Аеё набожная многодетная со седка постоянно водила свою и соседнюю ребятню в Ми> 1 И- лоархангельский храм Кривополянья. Поэтому приходс!;ую церковь баба Рая и не особо-то и помнит. - Раиса Дмитриевна, Зенкинский храм всем селом пот! хо- нечку восстанавливают. А ващ-то что такой поруганный стоит? - Всё можно восстановить - только человек дельный нужен. Дуст - это, конечно, яд, но от него же не помирают. Вон, в Чернобыле атом всё разметал, а люди всё равно там работа ют. Когда в соседнем Троицком церковь взялись ремонтиро вать, мы все денежку давали. А вот на свою сил не хватает. СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ В 1871 году в селе открыли церковно-приходскую школу- Одной из её учениц была и Наталья Демидова, бабушка Ра- № 26 (356), 22 - 28 июня 2015 г. 1 сы Дмитриевны. А вот свою дочь Марию она учиться не густила. Ведь Наталья Сергеевна познавала всё через За- I он Божий и была верующим человеком, а Марии Ива- i овне суждено было расти в революционные годы, во вре- г я слома старого мира. Вот и решила мать: раз в школе нет I ога, значит, и её дочери там делать нечего. Мария Ива- ! овна, в замужестве Грачёва, так и прожила жизнь мало- г 1 амотной - читать и писать едва умела. Она почти полно- с ью повторила судьбу своей матери - рано осталась вдо- £ )й. Её муж - отец Раисы Дмитриевны - Дмитрий Тихоно- Е (ч Грачёв погиб в 1943 году в Белоруссии. Деда забрала I ервая мировая война, отца - Великая Отечественная. - Мама вышла замуж в большую семью - была двенадца- т я сноха, - вздыхает Раиса Дмитриевна. - Когда приходи- л I сваты к молодой тогда бабушке Наталье Демидовой, её с ец - Сергей Парамонович - шёл первым делом к батюш- £ , узнавать: можно ли отдавать дочь замуж. Настоятель I олистывал книжки и, бывало, говорил: «Нет, Сергей Па- f монович, они родня в четвёртом колене, жизни потом не 6 дет». А вот с Иваном Трофимовичем Костиковым брак б агословил, да прожили они всего ничего. Бабушка маму 3 муж за отца не хотела отдавать - семья бедная, ртов го- л дных много. Но мама настояла - видать, такая у них ба- б я доля несчастливая... Когда ломали Митягинскую цер- к( вь, бабушка говорила моему отцу: «Митька, смотри, не о, ного бревна не бери. Помирать станешь, оно будет ря де м лежать, не покушайся - грех. Господь накажет». Он по ел шалея, да не совсем - взял всё-таки домой сундучок с церковными книгами. В него мама отцовы письма с фрон та и хоронила - читать-то как следует не умела, вот и скла дывала на потом, вдруг кто из детей прочтёт. А в 1947 году нас обворовали, взяли и этот сундучок, думали, наверное, что там драгоценности какие. Так и сгинули отцовы пись ма. Ни строчки мне не осталось. У Натальи Сергеевны были братья. Детей старшего - Ва силия Сергеевича Демидова - она вырастила. Он после революции исчез вместе с богачом, у которого служил писарем. Возможно, того богача звали Александр Нико лаевич Ознобишин, земли которого простирались от Зенкино до Головинщино. В имении в Митягино барин бывал редко, жил в основном в Раненбурге, но большую часть времени проводил на заседа ниях Государственной Думы, где представлял дворянство Рязанской губернии. После событий 1917 года он спешно покинул Раненбург. Быть может, именно с ним и отправился в неизвестность и Василий Сергеевич Демидов. ~ Бабушка была очень обижена на брата, - вспоминает Раиса Дмитриев на. - Когда она проводила мужа на войну, то зашла к Василию в контору. Вкомнате сидел в кресле барин, подле него собака. Хозяин спросил: «Васи лии Сергеевич, кто к тебе пришёл?». А ^от, по рассказам бабушки, быстро вскочил из-за конторки и вывел се- ^^тру под локоть за дверь со словами: *Да так - баба из нашего села». Ба бушка потом всё плакала и всю жизнь П ортреты родителей Р аиса ПАНОВА: В сё можно восстановить - только человек ДЕЛЬНЫЙ НУЖЕН № 26 (356), 22 - 28 июня 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz