Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
3 2 о б щ е с т в о ►ЗАЩИТНИКИ б щ е с т в о ЗАЩИТНИКИ Н а вахте перед дальним походом ка, который отмечают 19 марта. Нам было очень приятно, что Алексей Сте панович чуть-чуть нарушил тради цию - в редакцию «Итогов недели» он прибыл при полном параде: чёрная пилотка, в полоску воротник на белой форменке, широкий кожаный ремень с якорем на блестящей бляшке. На груди - медали, в руке - слегка пожел тевший от времени флаг, который в 1962 году развевался на рубке подво дной лодки «Б-4». На этой субмарине Алексей Щетинин служил последний год - в 1962-м. С ней связаны самые значимые события, са мые волнующие воспоминания. Это та самая «везучая» «бука» (так звали ди зельные лодки класса «Б» - то есть большая - советские моряки), которая с ещё тремя лодками выполняла секрет ное задание - участвовала в операции «Кама», совершив знаменитый Кариб- ский поход из Баренцева в Саргассово море и обратно. С ЛЮБИМОГО Д О Н А - НА СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ В детстве он о море не мечтал. Даже не думал о нём, ведь всегда рядом была его река - прекрасный быстрый Дон, на высоком берегу которого стоял дом Щетининых - родовое гнездо Алексея Степановича. - Я родился в прекрасном месте - в Краснинском районе. Наше село От- скочное располагается на возвышенно сти. Места у нас исключительные, жи вописные, вода в реке чистейшая, ле том всё кругом благоухает ароматами трав и цветов. Я и сейчас каждое лето провожу в Отскочном. Правда, тот дом, где я родился и вырос, не сохранился. Построил новый. Окончив семилетку, Алексей пошёл ра ботать в колхоз - мастером на все руки. Как выразился сам моряк, профессия его называлась «бери больше - кидай дальше». Это была первая трудовая вахта молодого Алексея Щетинина. В 1958 году пришло время отдавать во инский долг Родине. В какие войска по падёт, не знал. Когда прибыл на распре делительный пункт в Грязи,там «куп цы» от Морфлота отобрали несколько новобранцев и с медиками устроили для них проверку. Сажали в специальное кресло, и оно начинало быстро крутить ся. Кто после такой карусели на ногах твёрдо держался, да ещё ровно по начер ченной линии мог пройти, отправлялся в одну шеренгу. Остальные - в другую. Так проверяли устойчивость вестибу лярного аппарата, перенесёт ли ново бранец морскую качку. Алексей Щети нин испытание выдержал. И вместе с несколькими другими земляками его отправили в Кронштадт учиться на мо- ряка-подводника. ПЕРВАЯ СЕКРЕТНАЯ ВАХТА Девять месяцев обучали молодое по полнение всем тонкостям военной службы, устройству подводной лодки. А дальше ждал Алексея Щетинина го родок Уру-Губа, где располагается одна из баз Северного флота. «А там, далеко в море штормы седые, А там, в глубине, звёзды им не видны. Но службу несут, охраняя Россию, Сегодняматросы, вчера - пацаны». (Татьяна Казачкова). - Год отслужили, команда подобра лась дружная, мы были на хорошем счету у командования. И вот однажды 33 Снимок НОРВЕЖСКОГО КОРАБЛЯ, СДЕЛАННЫЙ С ПОДВОДНОЙ лодки посылают нас в дальний поход - сле дить за натовскими кораблями, - рас сказывает Алексей Степанович. - Эго же были годы «холодной войны». И многие европейские государства при держивались политики Штатов, впро чем, как и сейчас. Так вот, норвежсг ие лидеры в 1959 году «кричали», ч т ) в НАТО страна вступать не будет. Го, по сведениям наших разведчиков, норвежцы одновременно вели пере говоры с американцами. И доложи (и, что примерно в такой-то день при >у- дет высшее начальство в Норвегик из Англии агитировать за вступление в НАТО. Мы должны были этот ф щт зафиксировать, подтвердить. Поход затянулся на целый месяц. аа- ли-ждали, «караулили» каждый дег ь. - И вот как-то утром всплываем, ко мандир перископ поднял, смотрит в него да как закричит: вот они, совсем близко! А я в центральном отсеке вахту нёс на рулях, - вспоминает Алексеи Степанович, - Командир быстро сде лал несколько снимков натовского ко рабля. И - срочное погружение. Доло жили начальству обо всём. И нам при каз: возвращайтесь на базу. На пристани команду встречали, как героев. Задание выполнили! Всем чле № 26 (356)', 22 - 28 июня 2015 г. С амый дорогой значок для А лексея Щ етинина - «З а дальний поход » нам экипажа выдали значки «За даль ний поход». Для Алексея Щетинина он до сих пор самый памятный и дорогой. После тяжёлого задания ребятам нуж но было отдохнуть, набраться сил. И моряков отправили в дом отдыха под Ленинград. Б оевое крещение « б - 4 » 31 августа 1961 года в строй ВМФ СССР вступила новая подлодка «Б-4». Её от правили на Северный флот. На ней и продолжил службу наш земляк Алексей Щетинин. - На этой лодке я служил боцманом, это ответственная должность - весь ко рабль на мне, - посвящает нас в тонко сти службы Алексей Степанович. - Во обще боцманами всегда назначали сверхсрочников. А мой командир Рю рик Александрович Кетов говорит на чальству: у меня есть свой боцман, он всё умеет, буду с ним работать. Рюрика Александровича очень уважали, счита лись с его мнением. Потому и согласи лись назначить боцманом срочника. Такого командира, как Кетов, поискать: верный, справедливый, честный, му- *ественный, за команду горой стоял. У ^эс с ним хорощие отношения сложи- лись. До сих пор переписываемся, встречаемся. Таких бы людей сейчас побольше - глядишь, и России легче бы пришлось в автономном плавании. В 1962 году лодка «Б-4» вошла в состав 69 бригады ПЛ, созданной специально для похода на Кубу. Самым опасным периодом «холодной войны» между СССР и США считается именно Кариб- ский кризис 1962 года. Противостоя ние двух сверхдержав достигло крити ческой точки. Американцы решились на военно-морскую блокаду Кубы с це лью вынудить Советский Союз убрать с её территории ракеты средней даль ности Р-12. Обстановка была предель но накалённой - любой конфликт мог послужить началом Третьей мировой войны. И в этом опасном противостоянии двух держав предстояло сыграть решающую роль четырём подводным лодкам- «букашкам» 69-й бригады Северного флота. Первого октября 1962 года на чался знаменитый Карибский поход. «...От них (подводных лодок. - Прим, автора) зависело будущее мира. Тогда всё внимание было приковано к Кубе, где разгоралось противостояние между СССР и США. И оно вполне могло за кончиться ядерной войной. Картину тех событий историки восстанавли вают до сих пор» - писал «Московский комсомолец. Санкт-Петербург» в 2013 году. ОПАСНАЯ ВАХТА - КАРИБСКИЙ ПОХОД Экипажи получили приказ скрытно подойти к кубинским берегам и атако вать любой американский корабль в случае перехвата советских грузовых судов. - Мы понимали, с задания можем не вернуться - буквально на волоске висе ла судьба всего мира, - говорит Алек сей Степанович Щетинин. - Мы отпра вились в поход в условиях абсолютной секретности. Беспрепятственно пройти Атлантику было очень сложно - по дну в разных местах, начиная от Норвеж ского моря, были расставлены улавли вающие устройства, которые фиксиро вали местонахождение подводных ло док. Но наша разведка тоже работала отлично. Она указала путь и наиболее безопасное время, чтобы проскочить «маячки». И мы проскочили - прошли незамеченными. Сумели мы преодо леть и множество противолодочных барьеров на подходах к Кубе. Через две недели после начала похода советские подводные лодки были уже в центре Атлантики. Им удалось пройти большую часть пути, оставаясь незаме ченными. 20 октября 1962 года, на двадцатые сут ки плавания, в Саргассовом море лодки Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 оказались в сложнейших условиях. Четырём оди ноким советским субмаринам противо стоял многочисленный американский флот, в том числе восемь авианосцев и вертолётоносцев, да ещё и корабли ох раны, самолёты берегового базирова ния, которым была поставлена задача: обнаружить и принудить к всплытию советские лодки. Дизель-электрические подводные лод ки того времени были вынуждены еже дневно всплывать для подзарядки ак кумуляторных батарей. Делали они это аккуратно, чтобы оставаться незаме ченными. Но у берегов Кубы обстанов ка была такова, что даже при РДП (ра бота дизеля под водой) сделать это было крайне сложно. (РДП - выдвиж ное устройство, которое использова лось при перископном положении лод ки для подачи атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлоп ных газов дизелей. Для исключения за топления ПЛ через выхлопной и забор ный трубопроводы на них установлены клапаны, автоматически закрывающи еся при захлестывании волной или по гружении ПЛ. РДП позволяет дизель ным ПЛ увеличить дальность плава ния, заряжать аккумуляторные бата реи, пополнять запасы сжатого воздуха и вентилировать помещения без всплытия на поверхность, что повыша ет их скрытность). Ещё одно испытание - высокая темпе ратура в отсеках, доходившая до 60 градусов. Техника, предназначенная для работы в северных широтах, в тро пических условиях часто выходила из строя. - Многие не выдерживали высокой температуры, падали в обморок, слу чались тепловые удары. Тем, кто по крепче, приходилось сутками нести вахту, - вспоминает Алексей Щетинин. № 26 (356), 22 - 28 июня 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz