Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

3 2 о б щ е с т в о ►ЗАЩИТНИКИ б щ е с т в о ЗАЩИТНИКИ Н а вахте перед дальним походом ка, который отмечают 19 марта. Нам было очень приятно, что Алексей Сте­ панович чуть-чуть нарушил тради­ цию - в редакцию «Итогов недели» он прибыл при полном параде: чёрная пилотка, в полоску воротник на белой форменке, широкий кожаный ремень с якорем на блестящей бляшке. На груди - медали, в руке - слегка пожел­ тевший от времени флаг, который в 1962 году развевался на рубке подво­ дной лодки «Б-4». На этой субмарине Алексей Щетинин служил последний год - в 1962-м. С ней связаны самые значимые события, са­ мые волнующие воспоминания. Это та самая «везучая» «бука» (так звали ди­ зельные лодки класса «Б» - то есть большая - советские моряки), которая с ещё тремя лодками выполняла секрет­ ное задание - участвовала в операции «Кама», совершив знаменитый Кариб- ский поход из Баренцева в Саргассово море и обратно. С ЛЮБИМОГО Д О Н А - НА СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ В детстве он о море не мечтал. Даже не думал о нём, ведь всегда рядом была его река - прекрасный быстрый Дон, на высоком берегу которого стоял дом Щетининых - родовое гнездо Алексея Степановича. - Я родился в прекрасном месте - в Краснинском районе. Наше село От- скочное располагается на возвышенно­ сти. Места у нас исключительные, жи­ вописные, вода в реке чистейшая, ле­ том всё кругом благоухает ароматами трав и цветов. Я и сейчас каждое лето провожу в Отскочном. Правда, тот дом, где я родился и вырос, не сохранился. Построил новый. Окончив семилетку, Алексей пошёл ра­ ботать в колхоз - мастером на все руки. Как выразился сам моряк, профессия его называлась «бери больше - кидай дальше». Это была первая трудовая вахта молодого Алексея Щетинина. В 1958 году пришло время отдавать во­ инский долг Родине. В какие войска по­ падёт, не знал. Когда прибыл на распре­ делительный пункт в Грязи,там «куп­ цы» от Морфлота отобрали несколько новобранцев и с медиками устроили для них проверку. Сажали в специальное кресло, и оно начинало быстро крутить­ ся. Кто после такой карусели на ногах твёрдо держался, да ещё ровно по начер­ ченной линии мог пройти, отправлялся в одну шеренгу. Остальные - в другую. Так проверяли устойчивость вестибу­ лярного аппарата, перенесёт ли ново­ бранец морскую качку. Алексей Щети­ нин испытание выдержал. И вместе с несколькими другими земляками его отправили в Кронштадт учиться на мо- ряка-подводника. ПЕРВАЯ СЕКРЕТНАЯ ВАХТА Девять месяцев обучали молодое по­ полнение всем тонкостям военной службы, устройству подводной лодки. А дальше ждал Алексея Щетинина го­ родок Уру-Губа, где располагается одна из баз Северного флота. «А там, далеко в море штормы седые, А там, в глубине, звёзды им не видны. Но службу несут, охраняя Россию, Сегодняматросы, вчера - пацаны». (Татьяна Казачкова). - Год отслужили, команда подобра­ лась дружная, мы были на хорошем счету у командования. И вот однажды 33 Снимок НОРВЕЖСКОГО КОРАБЛЯ, СДЕЛАННЫЙ С ПОДВОДНОЙ лодки посылают нас в дальний поход - сле­ дить за натовскими кораблями, - рас­ сказывает Алексей Степанович. - Эго же были годы «холодной войны». И многие европейские государства при­ держивались политики Штатов, впро­ чем, как и сейчас. Так вот, норвежсг ие лидеры в 1959 году «кричали», ч т ) в НАТО страна вступать не будет. Го, по сведениям наших разведчиков, норвежцы одновременно вели пере­ говоры с американцами. И доложи (и, что примерно в такой-то день при >у- дет высшее начальство в Норвегик из Англии агитировать за вступление в НАТО. Мы должны были этот ф щт зафиксировать, подтвердить. Поход затянулся на целый месяц. аа- ли-ждали, «караулили» каждый дег ь. - И вот как-то утром всплываем, ко­ мандир перископ поднял, смотрит в него да как закричит: вот они, совсем близко! А я в центральном отсеке вахту нёс на рулях, - вспоминает Алексеи Степанович, - Командир быстро сде­ лал несколько снимков натовского ко­ рабля. И - срочное погружение. Доло­ жили начальству обо всём. И нам при­ каз: возвращайтесь на базу. На пристани команду встречали, как героев. Задание выполнили! Всем чле­ № 26 (356)', 22 - 28 июня 2015 г. С амый дорогой значок для А лексея Щ етинина - «З а дальний поход » нам экипажа выдали значки «За даль­ ний поход». Для Алексея Щетинина он до сих пор самый памятный и дорогой. После тяжёлого задания ребятам нуж­ но было отдохнуть, набраться сил. И моряков отправили в дом отдыха под Ленинград. Б оевое крещение « б - 4 » 31 августа 1961 года в строй ВМФ СССР вступила новая подлодка «Б-4». Её от­ правили на Северный флот. На ней и продолжил службу наш земляк Алексей Щетинин. - На этой лодке я служил боцманом, это ответственная должность - весь ко­ рабль на мне, - посвящает нас в тонко­ сти службы Алексей Степанович. - Во­ обще боцманами всегда назначали сверхсрочников. А мой командир Рю­ рик Александрович Кетов говорит на­ чальству: у меня есть свой боцман, он всё умеет, буду с ним работать. Рюрика Александровича очень уважали, счита­ лись с его мнением. Потому и согласи­ лись назначить боцманом срочника. Такого командира, как Кетов, поискать: верный, справедливый, честный, му- *ественный, за команду горой стоял. У ^эс с ним хорощие отношения сложи- лись. До сих пор переписываемся, встречаемся. Таких бы людей сейчас побольше - глядишь, и России легче бы пришлось в автономном плавании. В 1962 году лодка «Б-4» вошла в состав 69 бригады ПЛ, созданной специально для похода на Кубу. Самым опасным периодом «холодной войны» между СССР и США считается именно Кариб- ский кризис 1962 года. Противостоя­ ние двух сверхдержав достигло крити­ ческой точки. Американцы решились на военно-морскую блокаду Кубы с це­ лью вынудить Советский Союз убрать с её территории ракеты средней даль­ ности Р-12. Обстановка была предель­ но накалённой - любой конфликт мог послужить началом Третьей мировой войны. И в этом опасном противостоянии двух держав предстояло сыграть решающую роль четырём подводным лодкам- «букашкам» 69-й бригады Северного флота. Первого октября 1962 года на­ чался знаменитый Карибский поход. «...От них (подводных лодок. - Прим, автора) зависело будущее мира. Тогда всё внимание было приковано к Кубе, где разгоралось противостояние между СССР и США. И оно вполне могло за­ кончиться ядерной войной. Картину тех событий историки восстанавли­ вают до сих пор» - писал «Московский комсомолец. Санкт-Петербург» в 2013 году. ОПАСНАЯ ВАХТА - КАРИБСКИЙ ПОХОД Экипажи получили приказ скрытно подойти к кубинским берегам и атако­ вать любой американский корабль в случае перехвата советских грузовых судов. - Мы понимали, с задания можем не вернуться - буквально на волоске висе­ ла судьба всего мира, - говорит Алек­ сей Степанович Щетинин. - Мы отпра­ вились в поход в условиях абсолютной секретности. Беспрепятственно пройти Атлантику было очень сложно - по дну в разных местах, начиная от Норвеж­ ского моря, были расставлены улавли­ вающие устройства, которые фиксиро­ вали местонахождение подводных ло­ док. Но наша разведка тоже работала отлично. Она указала путь и наиболее безопасное время, чтобы проскочить «маячки». И мы проскочили - прошли незамеченными. Сумели мы преодо­ леть и множество противолодочных барьеров на подходах к Кубе. Через две недели после начала похода советские подводные лодки были уже в центре Атлантики. Им удалось пройти большую часть пути, оставаясь незаме­ ченными. 20 октября 1962 года, на двадцатые сут­ ки плавания, в Саргассовом море лодки Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 оказались в сложнейших условиях. Четырём оди­ ноким советским субмаринам противо­ стоял многочисленный американский флот, в том числе восемь авианосцев и вертолётоносцев, да ещё и корабли ох­ раны, самолёты берегового базирова­ ния, которым была поставлена задача: обнаружить и принудить к всплытию советские лодки. Дизель-электрические подводные лод­ ки того времени были вынуждены еже­ дневно всплывать для подзарядки ак­ кумуляторных батарей. Делали они это аккуратно, чтобы оставаться незаме­ ченными. Но у берегов Кубы обстанов­ ка была такова, что даже при РДП (ра­ бота дизеля под водой) сделать это было крайне сложно. (РДП - выдвиж­ ное устройство, которое использова­ лось при перископном положении лод­ ки для подачи атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлоп­ ных газов дизелей. Для исключения за­ топления ПЛ через выхлопной и забор­ ный трубопроводы на них установлены клапаны, автоматически закрывающи­ еся при захлестывании волной или по­ гружении ПЛ. РДП позволяет дизель­ ным ПЛ увеличить дальность плава­ ния, заряжать аккумуляторные бата­ реи, пополнять запасы сжатого воздуха и вентилировать помещения без всплытия на поверхность, что повыша­ ет их скрытность). Ещё одно испытание - высокая темпе­ ратура в отсеках, доходившая до 60 градусов. Техника, предназначенная для работы в северных широтах, в тро­ пических условиях часто выходила из строя. - Многие не выдерживали высокой температуры, падали в обморок, слу­ чались тепловые удары. Тем, кто по­ крепче, приходилось сутками нести вахту, - вспоминает Алексей Щетинин. № 26 (356), 22 - 28 июня 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz