Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
29 экономика Б И О Т О П Л И В О Учёные и специалисты из отечествен- ных и зарубежных компаний и НИИ предлагали разные технологии получе- ния биоэтанола и биодизельного то- плива. Президент Национальной био- топливной ассоциации Алексей Аблаев считает, что в связи с мировым сниже- нием цен на зерно необходимо создать новые перерабатывающие мощности для его переработки на этанол. По- скольку использовать 5 процентов эта- нола в бензине можно в стандартных двигателях, то для производства двух миллионов тонн биотопливных доба- вок достаточно десяти заводов с мощ- ностью по переработке 100 тысяч тонн зерна каждый. В США, Бразилии, Ки- тае постоянно наращивают мощности по производству этанола, общий объём производства которого в мире оценива- ется в 40миллиардов долларов. Ион бу- дет расти в связи с ростом производства генно-модифицированных кукурузы и пшеницы. В то же время Владимир Леденёв из Института пищевой биотехнологии считает, что можно сократить затра- ты, если производить биоэтанол из пищевого сырья на простаивающих спиртовых заводах после их некото- рого переоборудования, и используя для денатурирования бензин, керо- син, кротоновый альдегид и битрекс. Исполнительный директор австрий- ской компании Vogelbusch Торстен Шульце убеждён, что можно значи- тельно сократить затраты на инже- нерную инфраструктуру и логистику, если встроить биоэтанольное произ- водство в структуру зерноперерабаты- вающих предприятий. Он напомнил, что это не очень сложная технология, которую в США начинали фермерские ассоциации. В таком случае поточные линии можно легко переключать с пе- реработки пшеницы на ячмень, три- тикале, кукурузу, побочные отходы, в том числе сахарного производства, как это уже делают немецкая компания СropEnergies и французская Roquette, которые кроме биоэтанола производят на таких комплексах питьевой спирт, крахмал, фруктозно-глюкозные сиро- пы, клейковину, сухую барду. При этом создаются новые рабочие места. При- менение энергосберегающих техно- логий позволяет сократить выбросы углекислого газа на 60-80 процентов. Сейчас на биоэтанол из валового сбо- ра зерна в Европе в объёме 350 мил- лионов тонн используется чуть мень- ше трёх процентов, а всего на промыш- ленную переработку – более шести процентов. Но эти цифры возрастают в связи с созданием новых рынков. Учёные из ОАО «ВНИПИнефть» пред- лагают из древесной массы с помощью реакции Фишера-Тропша извлекать синтез газ и бионефть, из которой с применением в качестве катализато- ров-высококремнезёмных цеолитов производить различные моторные то- плива: биодизель с высоким цетано- вым числом, отсутствием ароматики, примесей серы и метанола, авиацион- ных керосинов. И дизельного топлива для условий Арктики, на котором мож- но работать при низких температурах. Управляющий менеджер Фраунгофе- ровского института из Германии Тим Шульзке также поддерживает идею га- зификации биомассы путём быстрого, в течение одной секунды, абляционно- го пиролиза в кипящем слое для полу- чения жидких топлив, в первую оче- редь, пиролизного масла, его конденса- ции с низким, до двух процентов, со- держанием воды. На нём работают в Голландии газовые турбины. Для всех этих технологий разработано оборудование, соответствующее евро- пейским и мировым стандартам по эко- логии. Олег Дьяченко из «Сберинвеста» рассказал о деятельности недавно соз- данной фирмы «БиоИннова», реализу- ющей программу увеличения сборов се- мян рыжика посевного (который возде- лывается и вЛипецкой области), и объё- мов поставок масла из него в Европу. Между правительством Пензенской об- ласти и германской компанией «Lufthanza» подписано соглашение о создании сырьевой базы для производ- ства биокеросина на территории ЕС. Еврокомиссия решила, что к 2020 году доля биотоплива в авиации должна со- ставить 4 процента, или 2 миллиона тонн, а к 2050 году ёмкость мирово- го рынка биотоплива только для граж- данской авиации составит до 57 мил- лионов тонн. ЕС включил авиапере- возки в национальную систему тор- говли квотами на выброс парниковых газов (ETS). За каждую тонну углекис- лого газа сверх квоты авиаперевозчи- ки станут платить штраф в 100 евро. «Аэрофлоту» придётся заплатить до 2025 года таких штрафов на солидную сумму 800 миллионов евро. Поэтому «БиоИннова» ставит задачу освоить производство авиационного биокеро- сина на территории России. Японская компания JAL ещё в 2009 году совер- шила первые коммерческие рейсы на биокеросине, американские воен- ные самолёты испытали такое топли- во на год позднее, самолёты Boeing и Lufthanza летают на смесевом топли- ве с 2011 года. Канадская авиакомпа- ния Porter Airlines, чилийская LAN со- вершили экспериментальные полёты в 2012– 2013 годах. У нас тоже летали са- молёты транспортной авиации на реак- Олег Дьяченко из «Сберинвеста» рассказал о деятельности недавно созданной фирмы «БиоИннова», реализующей программу увеличения сборов семян рыжика посевного (который возделывается и в Липецкой области), и объёмов поставок масла из него в Европу greendeer.ru № 25 (355), 15 – 21 июня 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz