Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

37 культура В Ы С ТА В К А погиб на Пулковских высотах в декабре 1941, мать умерла от голода в апреле 1942. Завен в девятилетнем возрасте остался круглым сиротой и попал в дет- ский дом. Если можно такое вообще сказать о детдоме, – он был замечатель- ный. Одна из воспитательниц, заботив- шихся о моём будущем супруге, по сей день в добром здравии. У нас близкие отношения, она называет меня дочень- кой. Потрясающая женщина, которой сейчас уже 94 года, стала Завену второй приёмной мамой. Я знала практически весь коллектив этого детдома, там тру- дились самоотверженные дамы. Им са- мим в годывойныбыло по 18–20 лет. То есть, молоденькие девушки, умудрив- шиеся за весь период блокады и эвакуа- ции не потерять ни одного своего подо- печного! В 1942 году детдом эвакуировали в село Большие Угоры Горьковской (ныне Ко- стромской) области. В ту невыносимо трудную пору выковался характер Заве- на. В селе дети работали на равных со взрослыми: возделывали поля, собира- ли урожай, налаживали быт. Муж умел абсолютно всё, что касается деревен- ской жизни. В 1944 году мальчика находит дядя – родной брат погибшего отца – и заби- рает с собой в Ереван. Пребывание в столице Армении, видимо, активизиро- вало на генетическом уровне родовую память, оживив её через цвет, запахи, воздух, армянскую речь. Но отношения в новой семье не складывались, и Завен поставил ультиматум: «Отпускайте на- зад в Ленинград, или убегу!». Так, три- надцатилетним пацаном он отправился навстречу самостоятельной жизни в го- лодную послевоенную северную столи- цу. И снова детдом. Воспитательницы вспоминали, каким положительным ре- бёнком прослыл Завен. С ним всегда се- лили и сажали за парту «проблемных» детей: рядом с Завеном просто невоз- можно было плохо себя вести, – так рассказывали о нём. Могу свидетель- ствовать на собственном многолетнем опыте общения с этим человеком, у меня на него была абсолютно схожая «реакция». С ним всё плохое уходило, а хорошее, наоборот, проявлялось. Да и те, кто учился с мужем в Академии, ха- рактеризуют его как миротворца: за разрешением всех конфликтов неиз- менно обращались к Завену – справед- ливому, доброму и рассудительному. В 1946 году после возвращения в родной город Аршакуни поступает в Среднюю художественную шко- лу при Всероссийской Академии худо- жеств, а в 1954 – в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репи- на. Дипломная работа – картина «Вес- на» – комиссией одобрена не была. Тем же летом Аршакуни выставил её в Ере- ване, и она была приобретена прямо с выставки Армянской государственной картинной галереей. Защита диплом- ной работы состоялась год спустя. – Поступив в Академию, Завен одно- временно устроился подрабатывать в котельную, – продолжает свой рассказ Нина Александровна. – Восемнадцати- летний юноша должен был перекидать за смену в топку около тонны угля. Об- ладая не самым высоким ростом, он, тем не менее, был невероятно крепок физически и божественно сложен. Люди всегда отмечали его наивную от- крытую улыбку и стальное рукопожа- тие. Мне как-то художники объясняли, кого обычно берут в качестве натурщи- ков: девушек – молодых, а мужчин – зрелых. Юноши редко могут похва- статься сформированной фактурой, по- этому предпочтение отдаётся как раз возрастным. Так вот, Завена рисовали девятнадцатилетним: у него уже тогда была фигура заматеревшего мужика. П осле окончания Академии начался довольно болезненный период ис- каний собственного стиля, мане- ры. По словам вдовы художника, Завен Петросович рисовал, как ребёнок. Он выбросил из палитры все тёмные, тяжё- лые тона, ходил на детские выставки, сам часто выступал их организатором. – В Завене жил ребёнок, – убеждена Нина Александровна. – Ребёнок того возраста, в котором у него закончилось детство, когда война оборвала счастли- вое и безмятежное течение его жизни. Завен навсегда остался девятилетним мальчишкой. Здесь, наверное, и лежит ключ к пониманию его творчества. Эти яркие краски, своеобразный колорит – лишь отчасти являются наследием ар- мянского происхождения. Мы видим возвращение в детские воспоминания, но помноженные на серьёзную акаде- мическую школу и тонкое знание про- фессии. . Роман ХОМУТСКИЙ, Сергей ЛИТАВРИН (фото) № 24 (354), 8 – 14 июня 2015 г. «Окно и зеркало». Линогравюра Иллюстрация к произведению А. Адамовича «Хатынская повесть». Литография

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz