Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

18 экономика Э К О Л О Г И Я современной концепции. Главная зада- ча всех экологов и представителей вла- сти до 2025 года – повсеместное вне- дрение механизмов, которые позволят сохранять на должном уровне состоя- ние воды, воздуха, земных недр во всех регионах. По каждому из направлений разрабатывается конкретный ком- плекс мероприятий, реализовать кото- рые нам предстоит в ближайшее время. В сфере надзора серьёзным препят- ствием, по мнению Елены Бадулиной, может стать плотная концентрация полномочий в федеральных профиль- ных органах. Тем не менее, отмечается и тенденция к расширению сферы вли- яния региональных природоохранных структур. – Липецкая область неоднократно за- являла о необходимости децентрализа- ции в сфере управления природоохран- ной деятельностью и передаче полно- мочий субъектам Федерации, – свиде- тельствует Елена Викторовна. – Тем не менее, не все регионы согласны с нашей позицией. Многие расценивают деле- гирование полномочий как эффектив- ный инструмент борьбы с насущными проблемами на местах. Но для некото- рых серьёзным осложнением остаётся недостаток средств на осуществление финансирования локальных проектов. Основные крупные предприятия, пред- ставляющие опасность для экосистемы Липецкой области, подлежат государ- ственному экологическому надзору. В случае нарушения ими природоохран- ного законодательства мы – даже при наличии серьёзных технических и ла- бораторно-аналитических возможно- стей – не в силах принять оперативные меры. Управление экологии и природ- ных ресурсов давно просит пересмо- треть перечень подконтрольных нам организаций, чтобы более эффективно влиять на соблюдение ими надлежа- щих нормативов качества окружающей среды. Некоторые функции государство отда- ло на откуп регионалам. Так, с начала года субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по лицензи- рованию недропользования в части ис- пользования подземной питьевой воды. Елена Бадулина отмечает такой шаг как, безусловно, полезный. – Все скважины хозяйственного, тех- нологического, сельскохозяйственно- го предназначения объёмом до 500 ку- бических метров в сутки теперь ли- цензируются нашим ведомством, – констатирует начальник областного управления экологии и природных ре- сурсов. – Проведена серьёзная предва- рительная подготовка нормативных правовых актов, сейчас они в стадии принятия в Липецком областном Со- вете депутатов. Со второго полугодия процесс лицензирования вступит в ак- тивную фазу. За пользование недрами без лицензии административным ко- дексом предусмотрены штрафы. Для юридических лиц – от 800 тысяч до миллиона рублей. Ведётся кадастр эксплуатационных скважин – в регио- не их насчитывается порядка пяти ты- сяч. Спектр информации по каждой скважине расширится, будут сделаны санитарно-эпидемиологические и гео- логические заключения. На основа- нии собранных данных примут реше- ние: какие скважины нужно ликвиди- ровать для уменьшения загрязнения водоносного горизонта. Также в пла- нах ремонт семи гидротехнических со- оружений, продолжится экологиче- ская реабилитация реки Воронеж в черте Липецка. Наиболее острой темой для экологов региона остаётся чистота воздуха. В 2014 году количество вредных выбро- сов в атмосферу сократилось и состави- ло 330 тысяч тонн. Это результат пла- номерного и, как видно, успешного проведения природоохранных меро- приятий на предприятиях, вносящих основной «вклад» во «вредную» стати- стику. Но не теряет своей остроты про- блема выбросов от автотранспорта. – В связи с увеличением численности автомобилей мы наблюдаем неуклон- ный рост показателей загрязнения ат- мосферного воздуха, – сетует Елена Бадулина. – В общем объёме выбросов выхлопные газы автомашин составля- ют 26 процентов, то есть 126 тысяч тонн за минувший год. В Липецкой об- ласти принят закон о введении ограни- чений на передвижение транспортных средств в населённых пунктах, местах отдыха и туризма, особо охраняемых природных территориях в целях уменьшения выбросов в атмосферный воздух. Руководствуясь этим докумен- том, мы ввели ограничение на пере- движение автотранспорта в городе За- донске на федеральной трассе, которая эксплуатируется Росавтодором. Таким образом, на региональном уровне уда- лось создать правовой механизм регу- лирования потоков выбросов в атмос- ферный воздух от большегрузного ав- тотранспорта. К сожалению, на федеральном уровне либерализованы предельные концен- трации таких химических соединений в воздухе, как фенол и формальдегид. Это основные ингредиенты, «постав- ляемые» в атмосферу автотранспортом и стационарными источниками выбро- сов. Требования к значениям этих по- казателей стали мягче. То, что раньше считалось значительным превышени- ем, теперь попадает в пределы нормы. Мы неоднократно обращались в Мин- природы России и другие официаль- ные органы с инициативой ужесточить № 23 (353), 1 –7 июня 2015 г. Елена БАДУЛИНА: В Липецкой области принят закон о введении ограничений на передвижение транспортных средств в населённых пунктах, местах отдыха и туризма, особо охраняемых природных территориях в целях уменьшения выбросов в атмосферный воздух. Руководствуясь этим документом, мы ввели ограничение на передвижение автотранспорта в городе Задонске на федеральной трассе, которая эксплуатируется Росавтодором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz