Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
47 культура М А С Т Е РА рованная. Идеология, разумеется, до- влела и требовала от художника соблю- дения определённых догм. Но, несмо- тря на условности, настоящие творцы и работали здорово, и на выставки круп- ные попадали, и высших идей не преда- вали. Припоминаю, что даже самые строгие цензоры, видя стоящую работу, просто не могли себе позволить «завер- нуть» её. Даже рядовой чиновник мог распознать талант и дать «зелёный свет», и талант прорывался! С другой стороны, можно было дви- гаться проторенной дорожкой, в соот- ветствии с генеральной линией, чтобы никому в голову не пришло пожурить. Но каждая последующая крупная всесо- юзная выставка явственно демонстри- ровала: работа на творческой кухне ки- пит. Новые яства, блюда для гурманов эта кухня поставляла исправно. Полу- чались интереснейшие, замечательные вещи! Даже в направлениях и темах, сложных для формального поиска. Так, все памятники делались с одной только целью: чтобы получилось не похоже на остальных, по-другому. Хоть в мелочах, но по-своему. Если у одного вертикаль, условно говоря, то у другого – горизон- таль. Понимание и стремление создать нечто индивидуальное двигало скульп- тором! А сейчас преспокойно можно штамповать, переиначивать единожды найденныймотив. Или сделать по чьей- то указке. Я вижу настоящую творческую апатию в рядах своих молодых коллег. И она обильно подпитывается сложившимся наплевательским отношением к культу- ре в нашей стране, когда не провозгла- шается культ, потребность в духовной пище. На нас больше не смотрят, как на удивительно необходимых людей. Я не преувеличиваю: достаточно привести в пример любой заметный вернисаж в 1980-х годах – это неизменно было грандиозное событие, о котором труби- ли все СМИ, за билетами на которое выстраивались громадные очереди. А сегодня? Критика из искусства попро- сту исчезла, ни одного острого материа- ла! В лучшем случае – констатирующая хроника, как метеосводка: «там-то со- стоялось открытие выставки, замечены были те-то». И всё. Мы утратили очень многое из того, что было отработано и действовало. Меня занимает мысль: почему же так происходит? У нас была определён- ная культура в целом. В советской шко- ле давался базовый и довольно креп- кий уровень знаний, и он обеспечивал единство культурных запросов. В даль- нейшем можно было скорректировать и углубить школьную программу по литературе, искусству и культуре. Вме- сто того – ломается система образова- ния, культурного кода, истории. По- пробуйте спросить у теперешнего мо- лодого человека, что он думает о ве- личайшем литературном памятнике – эпосе «Тихий Дон» Шолохова. Пред- ставляете, каков прозвучит ответ? По- чему, окунувшись с головой в совре- менность, нужно забывать и отказы- ваться от огромного наследия прошло- го? Даже сама книга, как предмет, не имеет тех свойств, что раньше: ника- ких иллюстраций, типографского запа- ха, только прагматичный формат элек- тронного гаджета. – Вместо книги – электронное приспосо- бление, вместо масляного полотна – пе- чать на холсте, вместо театра – голливуд- ский блокбастер в кино. Не считаете ли вы, что произошла определённая подме- на понятий, категорий истинности и куль- турной ценности? – Мы говорим на самом деле о серьёз- нейшей проблеме! Сейчас даже болез- ни зависимости от виртуальной реаль- ности, от компьютера появились! При- чём человек стал очень быстро утом- ляться, его взгляд нина чёмне способен задержаться подольше, ему постоянно требуется подпитка в виде новых ощу- щений. Несмотря на это печальное зре- лище, никто не отменял ходьбу пеш- ком, декларируя передвижение исклю- чительно на транспорте. Вас не застав- ляют забыть о том, как писать рукой, в угоду гегемонии клавиатуры. Мото- рика есть взаимосвязь руки с мозгом. Жаль, что простые вещи уходят из жи- тейского обихода, окружая человека роботами. Младенец, не успев родить- ся, через два месяца уже из коляски тя- нется к сотовому телефону. Перед его глазками – монитор, на котором гото- вая картинка. Ребёнок ничего не приду- мывает, фантазию ему замещает сфор- мированный кем-то образ. Тына крюч- ке с детства, тебе всё дали. А когда ты, положим, читаешь, происходит про- цесс фантазирования, ты придумыва- ешь, представляешь. Сейчас в любом детском отделе – любые виды слож- нейшего вооружения. Вспомните, как в детстве мы, играя в «войнушку», сами изобретали и мастерили из дерева ру- жья и пулемёты. Это же настоящий творческий процесс! Надо вспомнить о простых вещах. По- сещение настоящего музея никогда не заменит картинка на экране или вирту- альный тур, которые сейчас делают многие известные галереи на своих сай- тах. Запах, атмосфера, цвет. Массовая культура, попса никогда не затмит ис- тинного, настоящего. . Беседовал Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Александр ВАГНЕР: Искусство сблизилось с коммерцией, всё больше и откровеннее создаётся на потребу, оттого всё сложнее отличить руку одного творца от другого. Чувствуется зависимость от воли заказчика, пропагандируется удобоваримость, конъюнктура № 21–22 (351–352), 25 – 31 мая 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz