Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
46 культура М А С Т Е РА Кузнецов, Матвеев, Фаворский, Коро- лёв, Захаров,Шеховской. Словно десят- ки тысяч безвкусных художников по- служили удобрением для перечислен- ных столпов. Абсурд, да и только! Печально другое: форма в XXI веке бе- рёт своё. Причём форма, тяготеющая к базару, превалирует всё больше. Сло- жившаяся ситуация удручающе дей- ствует на меня и на других художников. Те величины, о которых я только что го- ворил, преподавали в лучших государ- ственных вузах, щедро делясь своим мастерством с правопреемниками. Сей- час же среди педагогического состава едва ли встретишь даже члена регио- нальной организации нашего профес- сионального Союза. Это не значит, что настоящие мастера перевелись, но за преподавательскую деятельность се- годня платят гроши, туда теперь никого не заманишь! В наши дни обучают мо- лодёжь по большей части рядовые ре- месленники, отчего качество знаний и умений выпускников сильно снизи- лось. Без сомнения, и ныне земля рус- ская не обеднела талантами. Но их меньше. Из двадцати тысяч членов Со- юза художников России не более полу- сотни – в истинном смысле слова выда- ющиеся деятели искусства. На них всё и держится. Они уйдут и останутся клас- сиками. Впрочем, так было испокон веку. И в русской классической литера- туре, например, наберётся несколько десятков имён. Это нормально. Ненормально другое. Мы абсолютно вычеркнуты из жизни государства, оно не нуждается в нас. Статус художника неясен. Имеем ли мы вообще отноше- ние к искусству? Разве не причастны ху- дожники к духовной культуре челове- чества, своего народа? А если выкинуть Возрождение, с которым сопряжены лучшие имена в историиискусства? Раз- ве будет полной картина мироздания, вычеркни мы этих мастодонтов из гене- тического кода культуры? А в России, между прочим, тоже есть достойные представители той эпохи: Андрей Ру- блёв ничем не хуже ни Леонардо, ни Ра- фаэля! Духовная нагрузка на его произ- ведения колоссальна!Миллионылюдей падали ниц пред его шедеврами, нужда- ясь в образах, которые иконописец рас- крывал в своём великом творчестве. Вспомнить о простых вещах – Я вспоминаю, как в советское время была ценна каждая крупица информа- ции о современном мировом искусстве, – размышляет народный художник России, председатель правления Ли- пецкой организации Союза художни- ков Александр Евгеньевич Вагнер. – Кто-то увидел где-то репродукцию, кто-то достал редкий журнальчик, где- то проскользнула статейка. Любая но- вость становилась в буквальном смысле открытием, которым делились, переда- вали из уст в уста, из рук в руки. Мы отнюдь не варились в своём котле, просто любой просвет, открывшийся в загадочный для нас мир свободного творчества, приносил бесценный гло- ток чистого воздуха. И самые одарён- ные, чуткие из нас очень тонко чувство- вали дух происходящего тогда в евро- пейском искусстве. Осип Цадкин, Генри Мур, Джакомо Манцу были открытия- ми для нас, они вели целое поколение моих ровесников за собой, порождая вереницы посвящённых в таинство но- вых возможностей скульптуры. Не до безумия скучная лепка галстуков и пид- жаков, как тогда полагалось, а душев- ный порыв, вывернутое нутро… Мне показалось интересным размыш- ление Михаила Шемякина, общеиз- вестного своей достаточно острой мане- рой выражения скульптора и художни- ка. Как-то ему задали вопрос о его нега- тивномотношениикСоюзу художников СССР. Михаил Михайлович признал, что действительно высказывался резко в отношении этой организации. Но от- метил он и высочайший профессиона- лизмтех, кто составлял ядроСоюза в его золотую эру. Сейчас же, по меткому вы- ражению Шемякина, там обретаются люди, «неспособные по линейке прямой линии провести». Неожиданно услы- шать подобное от известного нонкон- формиста, – тем острее откликнулись его слова в моей душе. Во все времена – и тогда, и сейчас – было и есть высоко- профессиональное, истинное искусство. При всём том мы что-то теряем. – Теряем? Напротив, нас призывают к об- ретению духовных скреп, а самое значи- тельное достижение – свобода, наступив- шая вместе с утверждением Россией сво- его теперешнего статуса. С чем связано ощущение утраты? – Уверен, слабое понимание значение искусства на уровне государства приво- дит к нивелированию его роли в жизни социума. Да, появляются новые памят- ники, открываются галереи, чередой проходят выставки. Но аромата той «живой каши», которая варилась в 1960-1980 годах, сегодня совершенно не ощущается. Искусство сблизилось с коммерцией, всё больше и откровеннее создаётся на потребу, оттого всё слож- нее отличить руку одного творца от дру- гого. Чувствуется зависимость от воли заказчика, пропагандируется удобова- римость, конъюнктура. Возможно, так спокойнее и сытнее, денежнее и удоб- нее. Но к искусству, к сожалению, это всё относится меньше и меньше с каж- дым годом. Сегодняшние молодые авторы, как мне кажется, лишены какой-то борьбы, ко- торая бушевала в наше время. В данном случае не имеется в виду борьба идео- логическая или политически мотиви- № 21–22 (351–352), 25 – 31 мая 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz