Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)
45 культура М А С Т Е РА всё меньше и меньше. Осознавая эти процессы, начинаешь цепляться, цара- паться и что-то делать. Проще говоря, каждый обязан выковать себя сам. И начинать надо с отношения к труду. Вы- бор есть всегда: хочешь – иди, хочешь – не иди, хочешь – работай, а хочешь – бездельничай. Смотри в потолок, гуляй, пей, пускайся в блуд, если силы и здоро- вье позволяют. Вот тут и проявляется воля и характер, когда тывстаёшь с утра и принимаешься за дело вне зависимо- сти от дня недели и настроения. Если почитаешь себя писателем и ниче- го не пишешь, а только строишь кон- цепции, то ты ещё не писатель. Сочиняй концепцию, но и воплощай её! Написал, осознал, переписал, ещё раз переписал… Потом забрезжит результат. Дальше – напечатай, доведи до читателя, получи отклик. И только тогда ты вправе да- вать оценку собственной состоятельно- сти как творца, никак не ранее. Либо обретёшь подтверждение – твой труд не напрасен и чего-то стоит, либо убе- дишься в тщетности своих литератур- ных притязаний. – Получается, вас именно эта диалектика подталкивает к созиданию? – Мною руководит желание сделать что-то хорошее. Если бы меня попроси- ли выбрать девиз к моей выставке, он уместился бы в единственном слове – причастность. Моя причастность к тру- ду, к предмету, к коллегам, к традициям, к современности, к Липецкой области, к российскому, европейскому имировому искусству. Через это причастие опреде- ляется моё место в истории – откуда я родоми чего я хочу. Ялично люблюэпо- ху Возрождения, а из русского – прекло- няюсь перед наследием художественно- го объединения «Мир искусства» и ма- стеров, близких к ним. Когда ты имеешь корни, знаешь, какие ветви растут на стволе, ты понимаешь, где находишься сам. Листья – это лучшие из наших со- временников. Так сформулировала об- раз мирового искусства великая Вера Ивановна Мухина – могучее дерево. – Если пользоваться предложенной се- мантической системой, то к какой из вет- вей принадлежите вы? – Хочется надеяться, что моя причаст- ность оправданна, и я заслужил право быть хотя бы листочком. Но только время может рассудить, – если оно во- обще займётся мной. Возможно, время я не заинтересую, кто знает? Если уда- лось расположить его к себе, значит, ты сам окажешься вне времени, и это выс- шая привилегия. По существу, свой путь в искусстве я на- чал неосознанно. Учился, не понимая, зачем и почему. Но когда открыл для себя больших художников и стал по- хорошему завидовать им, тогда пошло- поехало. Переломный момент настал в 1961 году, – судьба свела меня в старин- ном Переславле-Залесском в Доме творчества имени Кардовского для ху- дожников и скульпторов с Ириной Фё- доровной Блюмель. Она – виднейший советский скульптор, педагог, воспита- тель, тогда вела аспирантуру в Строга- новском училище. Ирина Фёдоровна познакомила меня со своими имениты- ми коллегами – Шеховским, Полого- вой, Вахромеевым, Марц. За пару лет до того в Москве были открыты большие творческие мастерские – около полу- сотни, для наиболее достойных пред- ставителей художественной среды того периода. Я по приглашениюИриныФё- доровны регулярно ездил туда-сюда дюжину лет, практически каждый ме- сяц. Круг моих коллег и наставников весьма и весьма расширился. Пошли крупные выставки в столице, где экспо- нировались мои работы. Таким обра- зом, в компании талантливейших, са- мых изысканных художников Совет- ского Союза начался мой путь. Трижды официально сватали перебираться в столицу – обещали мастерскую, жильё. Меняждали по линии управления Сою- за художников СССР и РСФСР. Много лет я был заместителем академика Оле- га Константиновича Комова – члена Правления Союза художников СССР с 1968 года, чуть ли не каждую неделю приходилось ездить вМоскву на заседа- ния. Но я – человек деревенский. И до сих пор ни разу не пожалел о своём ре- шении остаться в Липецке, хотя Ирина Фёдоровна и прочила мне завидную ка- рьеру. По её словам, я стал бы «суще- ственно более значительным художни- ком», находясь в столичной творческой среде постоянно. С другой стороны, а вдруг я бы сморщился среди титанов? – Получается, вся культурная жизнь вра- щается вокруг столиц, стремится туда и оттуда же возвращается назад в провин- цию? – С начала 1960-х годов я имел счастье участвовать в крупнейших экспозици- онных проектах – как в нашей стране, так и за рубежом. А это означало перма- нентное перемещение, важное и полез- ное прежде всего для меня: смотреть, сравнивать, соотносить, напитываться. Это давало мне ощущение вовлечённо- сти в российское культурное простран- ство. Причём ещё в 1950-х уровень со- ветского искусства был слабым, конъ- юнктурным, слякотным. Песни пелись только про Сталина, про партию. В сво- ём формальном выражении искусство прокисло начисто. Но, как ни странно, среди общей бездарности блистали ги- ганты – Петров-Водкин, Конёнков, № 21–22 (351–352), 25 – 31 мая 2015 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz