Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2015 г. (г. Липецк)

44 культура М А С Т Е РА Я застал юбиляров в послед- них приготовлениях к от- крытию выставок: Юрия Дмитриевича – в Областном художественном музее, а Александра Евгеньевича – в Доме Ма- стера. И, будто сговорившись, каждый из них сразу же начал обсуждать экспо- зициюколлеги. Надо сказать, что по на- строению и по смысловым акцентам композиции выстроились по-разному: у Гришко – обильно, многослойно и масштабно, у Вагнера, напротив, – ка- мерно, уютно и ёмко. А впечатление – одинаковое. Будто бы идея заложена одна и та же, будто один дополняет дру- гого, словно бы экспозиции – два пла- ста единого целого. Каждый из них выбрал свой путь, но до- рога одна, с той лишь разницей, что Юрий Гришко движется по ней 80 лет, а Александр Вагнер – 65. Их судьба – ис- кусство без отвлечённых тем и досужей праздности. В искусстве, в его высших духовных проявлениях – средоточие всей жизненной философии двух на- ших, без преувеличения, великих и по- лучивших народное признание совре- менников. Искусство – без пауз на от- дых, мудрость – без отрыва от станка. Академик эпохи Ренессанса – У меня на юбилейной выставке – 126 работ, – по-мальчишески озорно отре- комендовывает «единственный акаде- мик Российской академии художеств, живущий за пределами Садового коль- ца», народный художник Юрий Дми- триевич Гришко. Именинник пребыва- ет в отличном настроении и расхажива- ет по залам музея, напевая песни, пере- межая куплеты историями про героев своих скульптур. – В основном – небольшие фигурные портреты. Но есть и большие скульпту- ры. Просто в один момент меня при- влекли именно фигурные, и я занялся ими вплотную. Лет 30 назад… И до сих пор не останавливаюсь. В свои 79 я де- лал три композиции сразу – «Суд Соло- мона», «Рафаэль» и «Леонардо да Вин- чи», а между ними – ещё три-четыре менее крупных. И это, извините, в мои- то годы! А раньше – штук шесть-семь одновременно. Надоедает одна – «за- мыливается» восприятие, глаза, физи- чески устаёшь, – переходишь на дру- гую. А потом смотришь по прошествии времени: там – напорол, здесь – не так, будто и не моя. Начинаешь исправлять, доделывать уже совершенно с другим, свежим ощущением. – Юрий Дмитриевич, не устаю поражаться вашей работоспособности! Признайтесь, в чём же секрет вашего творческого дол- голетия? Простите за банальность, но с трудом укладывается в голове, что в сво- ём почтенном возрасте вы не сбавляете оборотов, остаётесь публичной персоной, на всё имеете своё чёткоемнение –ивжи- тейских вопросах, и, конечно, в культуре. – Творческая личность, работающая в любом жанре, обязана воспитать в себе художника. А для этого необходимо об- ладать огромной самодисциплиной, иметь позвоночник, хребтину, на кото- рый всё и нанизывается: отношение к жизни, к профессии, к искусству, к се- мье, к женщине, к друзьям, к природе. Сложно мужать, когда над тобой не ви- сит дамоклов меч начальника, руково- дителя, когда ты ответственен только перед собой. Как будто без штанов один на один стоишь перед жизнью. Она не- обозрима, быстротечна, и ты должен схватить за хвост время, ускользающее, неумолимо стремящееся за горизонт, в космос. Атысамперед лицомВечности, бесконечной и великой, становишься Мудрость духа « Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет » . Франц КАФКА Признаться, когда я отправлялся на юбилейные выставки, пожалуй, самых именитых из ныне здравствующих липецких скульпторов Юрия Гришко и Александра Вагнера, то хотел предложить им отказаться от формальностей и просто поговорить по душам. К счастью, настраивать мастеров на нужный лад не пришлось № 21–22 (351–352), 25 – 31 мая 2015 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz