Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2014 г. (г. Липецк)

44 год культуры В Е Р Н И С А Ж Полина Матвиец, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея, куратор выставки: -И дея родилась довольно давно – нас вообще интересует морской пейзаж, а тут появился такой грандиозный повод – Крым вошёл в состав России! Здорово, когда мы привозим какие-то экспозиции, но показывать людям сокровища собственных областных фондов искусства – это чрезвычайно приятно и волнительно. У нас хорошие и богатые районные музеи, но часто они сами не догадываются об истинной ценности своих экспонатов. Так что «крымский» проект представляет собой в том числе и большой труд по переосмыслению хранящегося в регионе художественного наследия. Мы экспонируем своеобразную ретроспективу последних семидесяти лет. Самая любопытная особенность, на которую я хотела бы обратить внимание: отношение и восприятие художников совершенно не изменилось! Как восхищались Крымом Иван Айвазовский и Архип Куинджи, так живописует его в советскую эпоху Пётр Покаржевский и в наше время – Виктор Микитюк. Менялись эпоха и жизненный уклад, но Крым по-прежнему оставался особенным для художников краем. Мастера советского времени выбирали те же мотивы, что и их великие предшественники, также восхищённо передавали в своих произведениях яркий крымский колорит. Отметим: события Великой Отечественной войны дополнили это ощущение восторга перед совершенством природы Крыма глубоким чувством патриотизма. Считается, что искусство в эру Советского Союза отличалось идеологической окраской. Но, позвольте, разве кто-то способен разглядеть хоть каплю идеологии в дивном пейзаже «Симеиз» Александра Каманина? Или прекрасная вещь Петра Корецкого, которую мы «выследили» ещё в прошлом году в Данковском краеведческом музее. Жемчужина выставки – выполненный на картоне этюд Алексея Руднева «Набережная. Севастополь», невероятно ценный как с художественной, так и с исторической точки зрения. 1944 год, Севастополь только что покинули оккупанты, кругом разруха. И на этом фоне – чудом уцелевшая в рокоте военных событий знаменитая достопримечательность – Памятник затонувшим кораблям. Для меня это изображение наполнено глубоким философским смыслом: здесь мы видим символ Победы, точку отсчёта, откуда вскоре начнёт свою новую жизнь этот замечательный город… Павел Матвиец, директор Липецкого областного художественного музея, идейный вдохновитель экспозиции: -С овсем недавно, в преддверии Ночи музеев, я посмотрел на сайте Министерства культуры, готовятся ли какие-либо музейные акции в контексте присоединения Крыма. Каково же было удивление, когда, кроме объявления о нашей выставке, никаких специализированных мероприятий я не обнаружил! Казалось бы, момент располагает. Более того, в наш адрес даже звучат упрёки в конъюнктурности. Позвольте, но помимо нас в музейной сфере никому и в голову не пришло сделать что-то подобное. Так что Липецкий художественный музей в определённом смысле выступил в авангарде – и это при том богатейшем изобразительном тематическом материале, которым, например, располагают крупнейшие российские галереи. Ведь в сюжетах картин Крым появляется ещё в конце XVIII века. А уже в 10-20-е годы XIX века Академия художеств засылает в Севастополь экспедиции одну за другой! Поэтому я даже по- хорошему могу позавидовать нашим «старшим братьям», ведь они были в состоянии позволить себе выстроить интереснейший ряд, иллюстрирующий эволюцию образов Крыма в работах отечественных живописцев и графиков. Вообще выделение пейзажа как самостоятельного жанра хронологически совпадает с началом движения художников в сторону южных областей, то есть, по сути, Крым – наша Италия. Вспомним «Парусник у берегов «Картинный» Крым Выставка «Под солнцем родимой земли», которая на прошлой неделе открылась в Доме Мастера, сформирована из произведений фондов Липецкого областного художественного музея, Данковского краеведческого музея и частных коллекций. Экспозиция посвящена 70-летию освобождения Крыма от немецких захватчиков № 20 (298), 19 – 25 мая 2014 г. Александр Каманин. «Симеиз»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz